Людмила Хитяева: В 78 лет у меня появилась дочь…
В прошлом году красавица-актриса отметила 80-летие. Свои годы она не скрывает и с гордостью говорит: для телевидения снимаюсь почти без грима! Как она сейчас живет, актриса рассказала в откровенном интервью "Только звезды".
В прошлом году красавица-актриса отметила 80-летие. Свои годы она не скрывает и с гордостью говорит: для телевидения снимаюсь почти без грима! Не каждая актриса в возрасте может себе такое позволить.
Тем не менее в кино Людмила Ивановна не появляется уже двадцать лет. Просто таких ролей, как Екатерина Воронина, Евдокия, Дарья в «Тихом Доне», Галина в «Стряпухе»,больше не предлагают. Но даже без кино Людмила Ивановна не потеряла себя. Как она сейчас живет, актриса рассказала в откровенном интервью "Только звезды".
- Людмила Ивановна, какая у вас самой любимая роль?
– Одна из самых любимых – в фильме «Евдокия». На нее претендовали многие актрисы, например Клара Лучко. Я же тогда была достаточно молоденькая и думала, что мне предложат, например, роль дочки главной героини – фронтовички Кати, а главная героиня достанется, например, Вере Марецкой, я даже сама рекомендовала ее. Но режиссер Татьяна Лиознова видела только меня. И меня очень серьезно старили для этой роли. Ведь сначала героине девятнадцать лет, потом тридцать, и так до глубокой старости. Мне белили виски, делали морщины на лице. Кстати, был еще один фильм, в котором меня состарили. Это «Вечера на хуторе близ Диканьки», где я сыграла «божественную Солоху». Этому фильму в этом году исполнилось полвека. Так вот там режиссера Александра Роу не устроила моя стройная фигура. Мне делали большой «украинский зад» – надевали много юбок. Кроме того, я изучила специальный неудачный наклон головы, чтобы у меня появлялся «второй подбородок»…
– Не каждая актриса позволит так издеваться над собой!
– Наоборот, мне это было очень интересно! Я даже, знаете, провела эксперимент. С таким гримом 60-летней женщины спустилась в столовую на студии. И встала в очередь… Сначала меня никто не узнал, никто со мной даже не поздоровался. И только когда я уже сидела за столиком, один знакомый с сомнением произнес: «Людмила Ивановна… Это вы?» Вот как умели гримировать в то время, хотя технологии еще были несовершенные.
– А сейчас, когда вам восемьдесят, у вас страха перед старостью и морщинами нет?
– Что вы, абсолютно нет! Вот, например, был у меня 80-летний юбилей. Зачем это скрывать? Ведь цифры ничего не значат, главное – как ты выглядишь и насколько молод душой. Ко мне приезжали съемочные группы и снимали меня почти что без грима. Даже были против, чтобы я подкрашивалась. А все потому, что естественные, живые лица сейчас в цене. Ведь молодых актрис не отличить одну от другой – у всех одинаковые надутые губы, грудь колесом и натянутые лица. А красота должна быть естественной…
– В советское время про актрис не говорили «секси», но ведь именно такие роли у вас и были…
– Это правда. Все мои героини очень соблазнительные. Но я ничего для этого специально не делала. Например, как уже говорила, в жизни косметикой не пользуюсь. А вот модницей была страшной! Мой отец занимал высокие посты, и у него была возможность ездить за границу, доставать хорошую одежду. О джинсах в нашем театре еще никто и не слыхивал, а я уже щеголяла в них. У меня было с десяток шуб! И все роскошные, норковые… Сейчас всем этим, конечно, никого не удивишь, а тогда это было у единиц в стране. Да, это правда, родители меня баловали, и мне с ними повезло…
– Очень часто характеры героев переносят на актеров, их сыгравших. Например, наверняка после «Тихого Дона» думали, что вы такая же легкомысленная, как Дарья… Ведь в вашей жизни было три мужа.
– Я с большим теплом вспоминаю своего первого мужа, актера Александра Белокринкина. Мы поженились, когда оба учились в театральном, потом работали в одном театре. От него у меня единственный сын Павел. Это был потрясающий мужчина, с которым я всегда себя чувствовала как за каменной стеной. Однажды, когда я носила ребенка, меня при входе в транспорт один мужчина грубо толкнул. Так вот муж взял его за воротник и одной рукой оттащил от меня.
– Почему же вы развелись?
– Наверное, потому, что актерская профессия несовместима со счастливой семейной жизнью и она требует жертв. Я его любила, и он меня – очень… После нашего развода Александр женился только спустя четырнадцать лет и, как мне рассказывали, очень сильно переживал, узнавая о моем очередном замужестве. Но сейчас Белокринкина, к сожалению, нет в живых…
– Говорят, вы женщина со сложным характером. А могли бы, например, мужчине простить измену? Как ваша героиня в фильме «Евдокия».
– Моя героиня впускает в дом человека, который с ней гулял, а потом бросил, от которого она была беременна и сделала аборт. И она снова доверяется ему. Я бы на такое никогда не пошла! И не поверила бы снова человеку, который меня уже раз обманул. Я бы с ним так поговорила, что он бы больше никогда не пришел… А знаете, у меня с этим фильмом связана еще одна история…
– Неужели вам, как героине, подкинули ребенка?
– Да почти что! Года два назад в Союз кинематографистов пришла женщина лет тридцати и заявила, что она – моя дочь! Что я ее маленькой бросила и она выросла в детском доме… И вы знаете, у них там закрались сомнения, потому что она была действительно чем-то похожа на меня. Они мне рассказали об этом, мол, вспомни хорошенько свою молодость, но я сразу сказала, что это бред. Сын у меня один, а никакой дочери никогда не было! Наверное, просто эта женщина хотела использовать это сходство со мной. Но, к счастью, поняв, что ничего не добьется, она перестала преследовать меня.
– Вас жизнь свела еще с одним замечательным актером – Евгением Евстигнеевым. Расскажите, каким вы его помните.
– Да, с ним мы учились на одном курсе! И он был постарше нас всех, ему уже было двадцать с лишним лет, когда он пришел учиться. Он был совсем не похож на себя такого, каким его запомнили и полюбили миллионы зрителей. Был абсолютно провинциально и безвкусно одет, не умел вести себя в обществе, и голос у него был не такой проникновенный…
Ни у кого из девчонок на курсе поначалу не было мысли, что Евстигнеев, как это сейчас говорят, «секс-символ». Но когда после учебы, поработав во владимирском театре, он попал в Школу-студию МХАТ, там всеми гранями раскрылись его талант и красота. Все поняли, что это потрясающий и ни на кого не похожий мужчина…
– А вот вы всю жизнь проработали в провинциальном театре…
– Меня тоже приглашали в столичную театральную школу, но мы с тогдашним мужем работали в паре и не захотели рассоединяться. Работала всю жизнь в театре, куда меня распределили, в Нижнем Новгороде. Но какой это был театр! Люди садились на поезд и ехали из Москвы на премьеры… Так что я ни о чем не жалею.
– Вы перестали в кино сниматься в 90-х…
– По двум причинам. Во-первых, у меня в те годы умерли один за другим отец и мать. Не передать словами, какой это было трагедией для меня. У меня с родителями была потрясающая связь, полное взаимопонимание. Всю жизнь мы были друг с другом рядом. И оба они умерли на моих руках. Когда это все произошло, мне даже не хотелось жить. Лет пять я медленно приходила в себя и отказывалась от всех предложений! Слава Богу, нашлись люди, которые поддержали меня, и я могла себе позволить перерыв… Ну а второе – это то, что лучшим советским актерам начали предлагать халтуру, потому что таким стало кино. Помню, в одном низкопробном ужасном фильме сошлись я, Георгий Вицин, Евгений Моргунов, Элина Быстрицкая, Владимир Этуш, Владимир Коренев и многие-многие другие. Все согласились сниматься только ради денег и вообще практически за еду. Там была овощная ярмарка, и всем нам дали по несколько ящиков фруктов и овощей. Это было ценно по тем временам! Но дальше участвовать в таком кинопроцессе я не хотела. Зачем портить о себе впечатление? Ведь люди помнят меня по «Тихому Дону» и другим великим фильмам.
– И как же вы стали жить?
– Встречами со зрителями, творческими вечерами. И потом, меня теперь может поддерживать сын. Слава Богу, Павел вырос нормальным человеком, что редко бывает в актерской среде. Зачастую актерам не удается детям уделять внимание, и они вырастают пьяницами или наркоманами. У меня в этом отношении все хорошо! Сын работает в Таиланде. А внук тоже уже взрослый, учится сейчас в Америке. Еще есть внучка, она здесь, в России. Внуки, кстати, никак не хотят называть меня бабушкой. Вот отдыхали с внуком в Таиланде, он на голову выше меня, идем с ним по улице, а он: «Люда! Люда!» Я ему говорю: «Что люди подумают? Называл бы меня бабушкой…» А он отвечает: «Ну какая же ты бабушка?» (Смеется.)
– В вашей жизни происходили мистические истории?
– Я поняла, что действительно нужно с осторожностью относиться к таким ролям, как в произведениях Гоголя. Не зря на съемках «Вечеров на хуторе близ Диканьки», где мы играли вместе с Георгием Милляром, он в начале каждого съемочного дня молился и говорил: «Господи, прости меня!» И мне, верующему человеку, тоже приходилось «летать на метле»… За это я потом поплатилась. После съемок вместе с сыном поехала кататься на лыжах в горы и сильно разбилась. На полном ходу врезалась в дерево, гематома была на половину лица. Только спустя время я поняла, что это произошло не случайно и последствия могли быть более серьезными…
– Значит, вас поддерживает вера в Бога?
– Конечно! Каждое утро я начинаю с благодарственной молитвы. Именно благодарственной. А чем мне, собственно, быть недовольной? Я попала в золотой век советского кинематографа и сыграла в фильмах, каких сейчас уже и не делают. И с личной жизнью все в порядке. Я не страдаю от одиночества и очень люблю находиться в своей квартире, где все заведено по моему порядку. Радуюсь общению с сыном, внуками и подругами. И подругам всегда говорю: не гневите Бога! Вы сыты, обуты, одеты, и у вас есть работа! Значит, должны быть довольны своей жизнью.
и это все о ней…
Людмила Хитяева родилась в 1930 году в Нижнем Новгороде. Окончила Горьковское театральное училище и стала актрисой Горьковского театра драмы им. М. Горького. Снимается в кино с 1957 года. Самые известные фильмы с участием актрисы – «Екатерина Воронина», «Тихий Дон», «Евдокия», «Поднятая целина», «Стряпуха», «Приваловские миллионы». Актриса была замужем трижды. Первый муж – актер Александр Белокринкин. Второй был не из артистической среды, работал врачом, в начале 70-х он оставил Хитяеву вдовой. В 1975 году в жизни актрисы появился новый мужчина. Свои отношения они не стали регистрировать. В гражданском браке они прожили 20 лет и расстались в 1996 году.