Экономист Хестанов: Если нефть уйдет в пол, уровень жизни упадет еще в 5 раз
Эксперт — о последствиях падения цены на нефть до минусовых значений и мести саудитов за срыв первой сделки с ОПЕК+
Американская нефть накануне ушла ниже нуля. 20 апреля нефть марки WTI продавалась по уникальной, отрицательной цене -40 долларов. Нефть марки Brent тоже сильно падает — в моменте цена опускалась ниже 20 долларов за баррель. Этот рубеж многие эксперты считают критическим. Что ждет российскую экономику, которая во многом завязана на нефть, Sobesednik.ru спросил у экономиста Сергея Хестанова.
– Сергей Александрович, как получилось, что нефть ушла в минус?
– Это сильное падение случилось с одним из видов фьючерсов, которых существует довольно много. Такой тип поведения характерен к моменту истечения срока действия фьючерсного контракта на нефть. Фьючерсы на нефть в шутку называют «бумажной нефтью». В последний день действия контракта владелец обязан реализовать эту нефть (если речь о поставочном фьючерсе) или закрыть контракт, если фьючерс расчетный. Поэтому скачки в такой день — дело совершенно обычное.
Здесь уникальность была в том, что впервые цены ушли в минус, ниже нуля. Скорее всего, кто-то просто зевнул — пропустил, что срок контракта уже истекает, и ему пришлось продавать хоть по какой-то цене, лишь бы ее забрали. Покупателей сейчас очень мало, так как спрос сильно упал. Это и спровоцировало такой обвал цены. Но он длился 1 день.
– То есть это какая-то техническая ошибка?
– Скорее всего, да. Но глобально это говорит о том, что нефти просто много и что сделка ОПЕК+ не решила проблему. По крайней мере, не решила ее полностью.
– Но нефть по контрактам на следующие месяцы стоит уже дороже — октябрьские и ноябрьские торгуются по 35 долларов за баррель.
– Есть надежда, что в будущем цена все-таки вырастет. Хотя тоже не факт. Сейчас все строят расчет на том, что карантин ослабят. Но уверенно прогнозировать это пока нельзя. Если не будет ухудшения ситуации по коронавирусу, то цена будет где-то на уровне текущих значений.
– Сегодня нефть Brent падала ниже 20 долларов за баррель — может она там задержаться? И чем это нам грозит?
– Конечно. Сейчас идет борьба. Но не забывайте, что цена, которую мы видим на бирже, для нас вторична. Со многими странами у нас есть долгосрочные контракты — с Чехией, Словакией, Австрией, Польшей, Финляндией. Это нас поддержит, но все равно поступления в бюджет от экспорта нефти очень сильно упадут.
– Минфин дал прогноз, что средств ФНБ (Фонда национального благосостояния) хватит до 2024 года даже при нефти «как сегодня». Это так?
– Формально они правы, но фактически не все инструменты ФНБ высоколиквидны, то есть их быстро можно обратить в деньги. Железно можно рассчитывать на 1,5-2 года — на этот срок запасов точно хватит. А дальше — смотря, на сколько порежут бюджет. Пока они этого не делают и не собираются. Это говорит о том, что в правительстве и Кремле надеются на отскок нефти и выжидают.
– Почему не оправдались надежды на сделку с ОПЕК+ и цены все равно падают?
– Сделка не могла решить проблему низкой цены, она могла только смягчить падение. Есть проблемы с объемом «лишней» нефти. По расчетам, сокращение должно было составить 30 млн баррелей в сутки. Но это нереально. И потом, саудиты продолжают предлагать скидки покупателям российской нефти.
– Они продолжат мстить за срыв первой сделки ОПЕК+?
– Да. И потом, они обещали снизить добычу, а насчет скидок они ничего не обещали. С этой стороны, на нас давят. Причем их скидка доходит до 10 долларов. У саудитов цена добычи 3-5 долларов, им есть, куда еще прогибать цену. Кроме того, есть предположение, что лет через 10 упадет стратегический спрос на нефть.
Сейчас 52-57 процентов нефти потребляет транспорт. Грету Тунберг ведь не зря в ООН пустили. Она ребенок, но те, кто за ней стоят, — серьезные люди. Судя по всему, переход на электромобили неизбежен. А если хотя бы половина автомобилей перейдет на электро-, то это уберет еще 10-12 млн баррелей в сутки с рынка. И, видимо, саудиты, и не только они, решили, что надо успеть продать нефть, иначе через какое-то время ее просто придется оставить в земле.
– По-вашему, электромобили – это перспектива обозримого будущего?
– Многое, конечно, от политики зависит. Но например, завод Фольксваген уже закрыл программу разработки новых автомобильных двигателей внутреннего сгорания. То есть они уверены, что лет через 5-8-10 лет они будут не нужны.
– Электромобили не скоро станут общедоступны.
– Вы будете удивлены, но в Америке до 20-х годов 20 века было много электромобилей. Технически они даже проще и надежнее.
– По этому сценарию цена нефти тогда совсем в пол? Сколько будет стоить нефть, если вычеркнуть автомобили как глобальные потребители нефти?
– У лучших производителей – арабов – затраты на подъем нефти 3-5 долларов. Ну, накинут еще 1 доллар на рентабельность – и все. Но если цена простоит полгода-год ниже 12 долларов за баррель, то половину добычи в России можно будет закрывать.
– Российская экономика этого не выдержит?
– Выдержит, просто жизненный уровень будет другой — в 3-5 раз ниже.