Экономист о кризисе: Правительству надо срочно спасать малый бизнес
Повышение ипотечных ставок, процентов по вкладам и крах малого бизнеса Sobesednik.ru обсудил с Никитой Масленниковым
Повышение банками ипотечных ставок, процентов по вкладам и крах малого бизнеса Sobesednik.ru обсудил с экономистом Никитой Масленниковым.
– До каких значений могут подняться ставки по вкладам – сильно или чисто символически?
– Они могут оказаться в окрестностях ключевой ставки ЦБ, пока предел где-то около шести процентов. На данный момент не очевидно, что будет дальше. Если ЦБ и будет поднимать ключевую ставку в условиях такого сильного давления, то и ставка у банков будет подрастать.
– У россиян еще остались свободные деньги, которые они могут понести в банк, чтобы успеть получить повышенный процент?
– К сожалению, у подавляющего большинства денежных средств для сбережений чисто физически нет. А те, у кого есть средства (таких процентов 30-40), могут воспользоваться возможностью. Но это касается незначительного числа наших сограждан.
– Банки повышают ставки по ипотеке – пока в среднем на 1,5 процента. Но ЦБ пока не повысил ключевую ставку. Почему банки творят, что хотят?
– Здесь все оправданно. Банки таким действием дисциплинируют заемщиков. В прошлом году был достаточно серьезный рост ипотечного кредитования. При этом люди, набрав кредиты, вступили в зону, когда они не имеют возможность погашать свои долги. А сейчас, когда намечается разгар кризиса, банкирам не приходится надеяться на то, что клиенты будут исправно оплачивать эти проценты. Поэтому при помощи поднятия ставок банки отпугивают клиентов, предупреждают от рисков – это реакция на ситуацию.
– Стоит ли брать ипотеку сейчас, когда из-за экономического кризиса и коронавируса большой риск потерять работу?
– Это выбор каждого конкретного человека и каждой конкретной семьи. Сейчас трудовым инспекциям поручено еженедельно проводить опросы, контролировать ситуацию в компаниях, чтобы под видом удаленки не было необоснованных сокращений.
Также ужесточается контроль над эпизодами с невыплатой заработной платы. Надо адаптироваться, потому что эта ситуация точно продлится несколько кварталов. Нужно принимать решения, исходя из своих финансовых возможностей.
– Несколько лет назад мы переживали похожий кризис, когда доллар поднялся с 30 до 100 рублей, а потом закрепился на отметке в 65. Учитывая сегодняшнюю ситуацию, куда пойдет курс?
– Пока нефть будет около 30 долларов за баррель, рубль будет держаться. Если цена нефти повысится, хотя бы выйдет в коридор 30-40, то, конечно, рубль укрепится до коридора 70-75. Но если этого не произойдет, мы обречены на те значения, которые видим сегодня: 78-80.
Но есть еще один важный фактор: уход с нашего рынка нерезидентов. Этот фактор будет влиять в сторону ослабления рубля, тут уже все зависит от политики ЦБ.
Шанс вернуться к прежнему курсу есть, мы сейчас не можем четко сказать, какой будет прогноз динамики глобального хозяйства. Оно находится сейчас в состоянии рецессии. То, как долго это будет продолжаться и как серьезно начнут падать ведущие экономики мира, непосредственно скажется на всех факторах, формирующих курс. Скачки возможны, но это сценарий худший. Пока даже по нефти прогнозировать что-то внятное до середины апреля невозможно.
– Почему правительства других стран помогают своим гражданам в ситуацией с пандемией, делают выплаты гражданам, помогают бизнесу. А наше правительство – нет?
– Я бы не сказал, что наши ничего не делают. Мы только начали формировать антикризисные пакеты. Сейчас проблема не столько в помощи гражданам, сколько в спасении малого бизнеса, вот с ним складывается критическая ситуация. Авиаперевозки, транспортные компании, туристический бизнес, общепит – здесь надо сейчас сконцентрироваться. Все нужно делать по очереди.