Новые правила оформления ОСАГО: учтут детей, кредиты и даже цвет авто
Список предлогов, под которыми страховщики смогут поднять цены на полисы автогражданки, значительно расширен
Список предлогов, под которыми страховщики смогут поднять цены на полисы автогражданки, значительно расширен.
С 24 августа вступают в силу новые правила оформления ОСАГО. Страховщики теперь будут назначать тариф по автогражданке персонально каждому водителю. При этом они будут учитывать дополнительные факторы – в том числе, сколько нарушений ПДД совершил водитель.
Как будут рассчитывать теперь стоимость полиса, выяснял Sobesednik.ru.
Какие нарушения ПДД приведут к росту стоимости полиса ОСАГО?
Тарифный коридор для легковых автомобилей физических лиц будет расширен на 10% вниз и вверх, чтобы страховые компании имели возможность устанавливать для дисциплинированных автомобилистов более низкий тариф, а для нарушителей – повышенный.
Сейчас минимальное значение базовой ставки для этой категории водителей – 2746 руб., а максимальное – 4942 руб. По новым правилам, минимальная ставка будет установлена на уровне 2471 руб., а максимальная – 5436 руб.
На тариф может повлиять дисциплинированность водителя на дороге. Если же в его «багаже» грубые нарушения, то для него рассчитают по максиму.
Все такие нарушения четко прописаны в законе (вождение в состоянии алкогольного опьянения, отказ от медосвидетельствования и т. п.).
– Могут ли еще за какие-то нарушения повысить тариф? – интересуюсь у исполнительного директора РСА, вице-президента Всероссийского союза страховщиков Евгения Уфимцева.
– Хочу обратить ваше внимание, что в законе прописаны две нормы. Одна касается злостных неоднократных нарушений ПДД (и в законе перечислены именно эти нарушения, этот список закрытый). Другая норма – страховым компаниям позволено использовать иные факторы, кроме упомянутого списка, и рассчитывать базовую ставку, учитывая те или иные особенности управления транспортным средством. А вот эти факторы уже могут быть самыми различными.
Почему владельцам красных автомобилей автогражданка обойдется дороже, а владельцам белых – дешевле?
– Например? Какие факторы, кроме нарушения ПДД, могут учитывать страховщики?
– Возраст или цвет автомобиля, наличие детей, кредитная история... То есть страховщик может использовать любые факторы, которые не запрещены указанием Банка России, – объясняет Евгений Уфимцев.
– А как может повлиять наличие детей или цвет машины на аккуратность вождения? И чем будет руководствоваться страховщик, выставляя водителю столь странные персональные условия?
– Он будет руководствоваться статистикой.
Например, по каждому цвету у страховщиков есть конкретная статистика. Известно, что красные машины чаще попадают в ДТП, чем, скажем, белые.
Другой пример. Мы сравниваем частотность попадания каждой марки в аварии. И у всех она разная. Предположим, у человека минивэн. Это семейный автомобиль, такие обычно покупают для того, чтобы ездить с семьей, с детьми. А значит – аккуратно. Или взять спортивное авто... Условно говоря, владельцу красного спортивного автомобиля вполне могут поставить базовый тариф в 5 тыс руб., а владельцу белого минивэна – в 3 тыс.
В зависимости от таких параметров страховщики и будут рассчитывать для каждого водителя индивидуальный тариф в рамках установленных законом границ тарифного коридора. Это сейчас будет разрешено страховщикам.
И потом этот тариф умножат на коэффициент по злостным нарушениям ПДД, неоднократным, тяжелым – он отдельный.
– Была информация, что страховщики могут учитывать и многократные легкие нарушения... Это что? К примеру, чаще всего превышают скорость. Сколько раз в год можно получить за это штраф, не боясь повышения тарифа?
– Это не прописано в законе, поэтому страховщик может использовать такой параметр, а может и не использовать – на собственное его усмотрение. Как и коэффициент за возраст машины.
По КАСКО – да, чем старше авто, тем дороже полис. Но у страховки по ОСАГО другая специфика, тут страхуется не ваш автомобиль, а вред, причиненный другому автомобилю. А вот попадете вы в ДТП в старую машину или в новую – неизвестно.
Хотя не могу отрицать: некоторые возрастные данные по машине все-таки играют роль: бывает трудно найти запасные части к старым автомобилям (по закону ремонт можно производить только новыми), есть еще сроки доставки. Предположим, у вас старая Тойота. Если запчастей нет на складе дилера, их могут заказать из Японии. Но сколько их будут везти? А в законе четко определен срок ремонта – не больше 1 месяца. Значит, их надо искать на рынке, где они могут быть значительно дороже. То есть существуют некоторые нюансы, которые могут повлиять на удорожание страховки.
полезно знать
Закон дает возможность страховщикам при определении цены ОСАГО использовать свои собственные факторы. Фактор – это то, что влияет на степень риска как в сторону понижения, так и в сторону повышения. Например, возраст машины – это фактор. А коэффициент – это то, как именно влияет этот фактор.
Условно: машины до 3 лет получают коэффициент 0,5 (скидка), а машины старше 3 лет получают коэффициент 1,5 (повышение цены). Страховщики обязаны опубликовать на сайте именно факторы, которые они используют. А значения коэффициентов – не обязаны.
Найти выгодный вариант ОСАГО поможет тарифный калькулятор
Страховщики, повторимся, обязаны опубликовать факторы, которые они используют для установления тарифа на основе своей статистики, и тарифный калькулятор. ЦБ будет это контролировать.
Есть и перечень запретов: ряд пунктов, которые ни один страховщик не имеет права учитывать. Это национальность, раса, языковая принадлежность, вероисповедание, должность.
– По закону страховщик обязан размещать на сайте тарифный калькулятор (с указанием всех факторов, которые будет использовать при назначении тарифа). С его помощью водитель сможет рассчитать примерную стоимость полиса, указав требуемые данные, сравнить предложения разных компаний и выбрать наиболее подходящие для него условия, – уточняет еще один важный момент экономист Главного управления Банка России по ЦФО Илья Шаров.
В Центробанке не ожидают повышения средней стоимости полиса ОСАГО после нововведений.
– Как показывает практика, страховые компании заинтересованы в аккуратных водителях и борются за них, предлагая им более привлекательные тарифы. Ведь когда тарифный коридор был расширен в начале 2019-го на 20% вниз и вверх, то средняя стоимость полиса ОСАГО по итогам года снизилась на 4,8%, – уверяет Илья Шаров.
что еще
Для такси предусмотрено расширение коридора на 30% вниз и вверх.
Для легковых и грузовых автомобилей юрлиц тариф расширяется в обе стороны на 20%.
По автобусам, трамваям и троллейбусам на 5% изменится граница вниз.