Лидер Движения автомобилистов выступил за отмену ОСАГО из-за мизерных выплат
Sobesednik.ru обсудил с Леонидом Ольшанским алчных страховщиков, серые техосмотры и низкие компенсации по автогражданке
Sobesednik.ru обсудил с Леонидом Ольшанским новые наказания за серые техосмотры и мизерные выплаты по автогражданке.
С 27 июля фирмы, которые производят техосмотр автомобилей, не имея на это права или проводя его некачественно («на глазок», а то и вовсе удаленно), будут наказываться не только административно – 300 тысячами рублей штрафа (либо обязательными работами на 480 часов), но и уголовно: от 2 до 6 месяцев ареста.
Закон был подписан год назад и вступит в силу в 2021-2022 годах. А вот норма о нелегальном ТО уже заработала. Поможет ли она избавиться от практики продажи «серых» диагностических карт без осмотра авто, обсуждаем с известным юристом, вице-председателем Движения автомобилистов России Леонидом Ольшанским.
– Законы все жестче, но «серые» ТО так и остаются. Изменит ли что-то нововведение, на ваш взгляд?
– Едва ли.
Видите ли, фундамент этого вопроса – необъятные аппетиты страховых компаний, которым мало наживаться на водителях и собственниках транспортных средств, они хотят наживаться еще и на фирмах, которые будут делать техосмотр и платить деньги за лицензии, за аккредитации. В итоге эти траты ударят по карману водителя: едва ли автосервисы будут сами нести расходы и не переложат их на плечи клиентов.
Я вообще считаю, что ОСАГО – это антиконституционная норма. Ведь страхование – такая же гражданская правовая сделка, как любая продажа, мена, дарение. Скажем, надо убеждать людей купить квартиру или летать Аэрофлотом, а не использовать лоббистские возможности в парламенте и делать это обязательным.
Получить деньги с ОСАГО очень тяжело. Если сумма значительная, то все равно предстоит суд. Тогда зачем же нужен полис, если по ОСАГО ты получил незначительно, а большую сумму все равно надо выбивать через суд?
– У вас есть видение решения вопроса?
– Нужно избавиться от страховых компаний, техосмотр должны проводить только сотрудники ГИБДД.
– Так это уже было. И там тоже было немало «серых» схем. Одних отправляли по нескольку раз устранять недостатки; другим, если они заплатили нужному человеку, выдавали заветный талон сразу же.
– ГИБДД – все-таки государственный орган, с нее спрос серьезный. Представителям этой организации можно пришить статью «Взятка», а к коммерсантам она не может быть вменена.
– Зато сейчас коммерсантам за это может грозить арест…
– Тут очень много лазеек. Предположим, лицензия есть, а осмотр не проводился. Как это доказать?
Фотофиксация вступит в действие только в следующем году. Да и она тоже мало что решит. В общем, я не вижу причин, почему люди не смогут покупать диагностическую карту в той компании, у которой есть аккредитация.
Мне представляется оптимальным вернуться к прежнему порядку. Хотелось бы, чтобы алчные страховые компании не набивали карманы за счет автомобилистов. А самое главное, повторю, все деньги, которые придется платить станциям ремонта за лицензии и тому подобные бумаги, они компенсируют за счет простых автомобилистов. Потому что все траты в конечном итоге ложатся на простых граждан: все эти платные парковки, все эти налоги, все эти ОСАГО…
на заметку
Многие эксперты указывают: продажей «серых» диагностических карт занимаются во многом станции ремонта, которые как раз уже имеют лицензии – в противном случае карта ТО не будет проходить по базам. Получается, что наличие аккредитации автосервиса в федеральном реестре не является гарантией отказа от «серых» схем.