Михаил Осокин: Крым и шпионы

Обозреватель Sobesednik.ru — об очередных витках шпиономании по всей стране и других новостях недели

Фото:

Обозреватель Sobesednik.ru — об очередных витках шпиономании по всей стране и других новостях недели.

Как легко оказаться шпионом! На жительницу Братска завели уголовное дело за покупку флешки-диктофона через интернет. В документах следствия изготовленный в Китае диктофон превратился в «специальные технические средства, предназначенные для негласного получения информации». И это при том, что на гаджете виден микрофон, есть кнопка «включение» и «выключение», светится индикатор записи — о какой спецтехнике для негласного использовании может идти речь?

В местных соцсетях шутят: «Как насчет мобильников — их еще не начали отбирать? Там ведь тоже запись включать можно». Но шутки шутками, а уголовное дело раскручивается, и статья предполагает заключение или принудительные работы до четырех лет. И все это органично вписывается во всероссийскую охоту на шпионов, которая развернулась в самых разных сферах.

Тон задала Госдума — своими законами о шпионах, иностранных диверсантах и госизмене: формулировки таковы, что следователи в принципе могут наполнить их любым содержанием. Но можно подсказать нашим законодателям, что они упустили еще одну вещь: как определить нехорошего человека просто по внешнему виду. И здесь может помочь опыт советских времен — уже давно придуманные спецслужбами инструкции по выявлению иностранных шпионов.

Настораживать должно было уже поведение в быту. И вот как определялся подозрительный внешний вид: «Всегда подтянут, аккуратен, услужлив». «Проявляет качества культурного, необычайно вежливого человека». И вот что еще выдает шпиона: «Умение сбивать коктейли». «Малое употребление хлеба за обедом». «Разбавление спиртных напитков водой и употребление их небольшими дозами».

Впрочем, многие граждане определяют подозрительных и сами — получше всяких инструкций. Вспоминаются заголовки газет: «Бдительная пассажирка поезда помогла полиции задержать израильтянина по дороге в Чебоксары». Путин сейчас на переговорах с израильским премьером Нетаньяху расстроился, что в России мало кто знает иврит — вот и тот израильтянин в поезде имел все основания расстроиться по поводу того же самого. Он ехал в Чебоксары к родственникам, в купе читал книгу на иврите, и одна из пассажирок «заподозрила неладное».

А дальше — как в песне тридцатых годов: «К начальнику заставы скорей, скорей, скорей!» Последующие события лучше всего просто процитировать по информационным агентствам: «Пассажирка обратилась к полицейским, которые немедленно задержали израильтянина по подозрению в причастности к запрещенной в разных странах, в том числе и в России, экстремистской группировке ИГИЛ. Сотрудники правоохранительных органов стали обыскивать багаж израильтянина, и по его словам, полицейские трижды допрашивали его». Просто ожившая картина художника Титова «Поймали шпиона».

Шпионы в современной России, похоже, могут найтись везде. Даже на Лубянке сейчас вдруг заявили: «В последнее время иностранными спецслужбами усилены операции по проникновению в состав ФСБ». Теперь ФСБ опасается перевербовки сотрудников, и их обяжут отчитываться о долгах и невыплаченных кредитах.

И конечно же, следы иностранных агентов и диверсантов были обнаружены и вокруг «стройки века» — вокруг моста в Крым. После того, как в одну из опор моста врезался турецкий сухогруз, появились многочисленные сообщения, что подобные происшествия вполне могут быть репетицией теракта против этого стратегического объекта. Правда, на самом деле беда сейчас пришла откуда не ждали — не от иностранных агентов, а от российских чиновников: вдруг стало известно о проблемах с финансированием строительства Керченского моста.

Строители даже заявили, что не могут продолжать работы запланированными темпами — а представители правительства стали ссылаться на «бюрократические проволочки». И пожалуй, самое удивительное в этой истории — это высказывания, которые прозвучали в администрации президента. Пресс-секретарь президента Дмитрий Песков выступил с заявлением, в котором отдельные предложения сильно противоречили друг другу. Он сообщил, что в Кремле не располагают подробностями процесса строительства моста. И тут же, рядом, сказал: Керченский проект является одним из приоритетных, в Кремле наблюдают за ним и «живо интересуются, как продвигаются работы».

В общем, следят за строительством, но не располагают о нем подробностями. А некоторые блогеры даже увидели это так: «В Кремле пристально наблюдают за строительством, но ничего в строительстве не понимают».

В свою очередь, за реализацией Керченского проекта пристально наблюдают и спецслужбы: на фоне разговоров об иностранных вредителях уже объявлено, что мост взят под усиленную охрану. А в Симферополе власти сообщили, что для обеспечения безопасности строительства будут задействованы и армия, и спецслужбы.

Помощь спецслужб потребовалась местным властям и неподалеку от Керченского моста, в том же регионе. Иностранный след и вредителей обнаружили в Сочи, где бабочки-паразиты начали уничтожать самшитовые рощи. И вот власти объявили, что бабочек могли завезти умышленно — при озеленении города импортными растениями. Генеральной прокуратуре поручили найти злоумышленников. В общем, накал эмоций как в 1937 году. И чтобы успешнее выявить вредителей, блогеры советуют поймать и допросить бабочек.

А еще такое впечатление, что Петербург давно и плотно освоили иностранные диверсанты и шпионы. Видимо, именно этим объясняется тот факт, что представители губернатора три года назад решили организовать специальные курсы по обучению чиновников методам противостояния иностранным разведкам. В целом на борьбу со шпионами питерские власти решили потратить 80 млн рублей — кроме спецкурсов это еще и поиски «жучков» в кабинетах в Смольном, и внедрение новых компьютерных систем для сохранения в секрете служебной информации.

А на антишпионских занятиях чиновникам, возможно, рассказывали и о мировом опыте — например, как в разных странах придумывали всякие необычные способы скрывать от огласки секреты с помощью дезинформации, обманных маневров и маскировки. И, пожалуй, самый удивительный прием был использован в США — говорят, это случилось при испытаниях первого реактивного самолета. Чтобы никто не понял, что такие испытания действительно происходят, пилота решили одеть в костюм гориллы. И в результате потом никто не верил другим пилотам, которые рассказывали, что они встретили в небе какой-то новый странный самолет: без пропеллера, а за штурвалом сидела горилла. Все эти рассказы встречали смехом, обескураженные очевидцы после этого замолкали — и утечки удалось избежать.

[:wsame:][:wsame:]

Рубрика: Общество

Поделиться статьей
Рейтинг@Mail.ru Яндекс.Метрика