08.11.2019

Работа будущего: как изменится рынок труда в цифровую эпоху

Новые концепции найма и новые схемы трудоустройства, которые получат большое распространение в будущем

Фото: Опыт показывает, что отнюдь не любую работу даже на складах можно автоматизировать – что уж говорить о взаимодействии с людьми. Фото: Bernd Settnik / dpa / Global Look Press

Основатель и генеральный директор платформы по привлечению отраслевых специалистов Expert Me Илья Биндюк рассказывает о новых концепциях найма и схемах трудоустройства, которые получат большое распространение в будущем:

— Рынок труда в цифровую эпоху изменится, но не так, как ожидалось. Раньше превалировали панические прогнозы: например, оксфордское исследование пророчило безработицу, обусловленную автоматизацией многих человеческих функций. Однако в реальности роботы заменили человека в некоторых рутинных задачах, но этот же процесс обернулся небывалой активизацией рынка труда. Благодаря цифровизации в мире уже появилось полтора миллиона новых рабочих мест.

Дефицит специалистов, занятых в цифровой экономике, будет только усиливаться. Особенно это касается ИТ-сферы: по прогнозу Roland Berger, к 2030 году в одной Европе кадровый голод достигнет 50 млн рабочих мест.

Цифровая экономика переделывает рынок труда, и касается это не только ИТ-специальностей. Вся парадигма трудовых отношений и организационных схем будет пересмотрена. Уже сейчас мы можем наблюдать несколько заметных трендов, которые со временем будут только усиливаться.

На первом месте — гибридные навыки. Еще десять лет назад работодатели фокусировали свое внимание на soft skills (общих управленческих навыках) — создании мотивации, работе в условиях многозадачности, тайм-менеджменте, лидерстве и так далее.

В условиях цифровой экономики эти компетенции отходят на второй план, а основную роль начинают играть hard skills — профессиональные навыки или квалификации, которые можно количественно характеризовать. Эффективность сотрудника становится прозрачной и измеряемой в различных KPI [ключевых показателях эффективности].

Особую ценность приобретают сотрудники с гибридными навыками, которые включают в себя и soft skills, и hard skills. Именно это сочетание позволит им принимать стратегические решения в условиях цифровой экономики. Уже сейчас оно является одним из самых популярных требований к кандидатам на Западе. В исследовании Burning Glass говорится о том, что из миллиарда вакансий в 250 профессиях четверть предполагает гибридные навыки, половина из которых относятся к цифровым компетенциям (умение работать с большими данными, digital-аналитика, дизайн и разработка).

Все профессии оцифровываются. Старые профессии не исчезнут, но в них проникают технологии. Например, сегодня существуют полностью автоматизированные склады, где все рутинные действия выполняют роботы. Однако всегда останется процент хрупких и нестандартных грузов, требующих человеческого контроля. Сотрудники таких складов при высокой степени автоматизации пользуются различными ИТ-инструментами — учетными системами с цифровым интерфейсом.

Другой пример — ритейл: появляются магазины, где нет ни одного «живого» сотрудника. Однако шоппинг всегда останется сферой, где важное значение имеет персональная коммуникация, а с переносом социализации в интернет тоска по «человеческому» общению будет только усиливаться. Поэтому наивно полагать, что профессия продавца исчезнет. Вероятнее всего, она трансформируется в многопрофильного консультанта, который будет выполнять роль проводника в мир цифровых возможностей ритейла — начиная от новейших систем оплаты по лицу до виртуальной примерки.

Сегодня водители и курьеры, сервисные инженеры и риелторы начинают пользоваться приложениями геолокации и маршрутизаторами, системами учета заявок и аналитическими инструментами. То есть цифровой навык станет неизменным атрибутом любой специальности — от сантехника до репетитора.

Возрастает роль человеческой экспертизы. Существуют сферы, где роботы действительно успешнее человека справляются с некоторыми функциями, требующими высокой скорости обработки информации. Яркий пример — клиентская поддержка: сегодня каждый второй клиент американского банка предпочитает общаться с ботом, а не с реальным сотрудником, говорится в исследовании Humley.

Однако рекомендательные возможности искусственного интеллекта не безграничны. Например, стартап Wantful разработал алгоритм, который рекомендовал пользователям персонализированные подарки для конкретных людей. Попытка автоматизации этой слишком «человеческой» сферы закончилась неудачей — проект прекратил свое существование.

Роботы не способны заменить человека в сферах, которые требуют творчества и визионерства. В нишах узкой экспертизы на рынке труда всегда будет конкуренция. Автоматизация повсеместна — но кто ей управляет? Всегда нужны будут люди с системным стратегическим мышлением, которые совершают прорывы.

Проектный подход. С организационной точки зрения изменится содержание человеческого труда. На смену традиционным схемам — отделы, должностные обязанности, стаж и выслуга лет — придет проектная деятельность. Это происходит уже сейчас: большинство инновационных компаний работают проектно, формируя команды с набором определенных компетенций под каждую бизнес-задачу. В этой системе специалист переходит от проекта к проекту, наращивая экспертизу и получая вознаграждение согласно результату. Вертикальная карьера в рамках одной организации утрачивает значение.

Экспертиза человека измеряется не должностью и стажем, а его персональной результативностью в выполненных задачах. В этой парадигме эксперт не привязан к одной компании или организации, он совершает горизонтальную миграцию между проектами, наиболее перспективными и интересными, на его взгляд. Это называется гибкий найм, и в таком режиме уже работает 1% трудоспособного населения Запада.

Концепция staff on demand (персонал по запросу) — это система, в которой оценка навыков каждого сотрудника становится прозрачной, а результаты — измеряемыми. Именно они станут основой для формирования резюме. Чем выше эффективность в применении какого-то навыка, тем больше шанс поучаствовать в сложном интересном проекте, где этот навык требуется. Как результат, человек сможет бесконечно наращивать свое мастерство в реальных задачах.

Станет больше удаленной работы с фрилансерами. Сегодня в некоторых отраслях офис становится ненужным, а вместе с ним — и организаторы офисов. По данным FlexJobs, в мире 16% компаний полностью перешли на онлайн-офис, а 40% — гибридны, в 2018 году объем удаленной работы в мире вырос на 22%, а согласно прогнозу UpWork, в десятилетней перспективе 75% компаний будут работать с фрилансерами.

Как ни странно это может прозвучать сегодня, но работа с фрилансерами стабилизирует бизнес: согласно исследованиям, она позволит на 25% снизить текучку.

Люди охотно переходят на фриланс. В ходе опроса PGI 60% респондентов сказали, что готовы уволиться, если найдут удаленную работу. По данным другого исследования от SurePayRoll, 86% признались, что работают продуктивнее вне офиса.

В распространении этого тренда опять-таки «повинна» цифровизация. Каждый год на рынке появляется все больше ИТ-инструментов, которые помогают контролировать удаленных сотрудников. Например, к ним относят сервисы для управления проектами Asana, Slack, Basecamp. Существуют решения вроде VR-приложения Sococo, которые «собирают» сотрудников в одном виртуальном офисном помещении и дают им возможность интерактивно взаимодействовать друг с другом.

Станет еще больше «убер-моделей» найма — причем во всех сферах, а не только в обслуживании. «Убер-найм» — это краткосрочный найм для конкретной задачи, где между исполнителем и заказчиком роль посредника играет не организация, а ИТ-платформа. Распространение тренда мы можем наблюдать в такси, доставке, телемедицине, бытовых и образовательных услугах, а теперь уберизация меняет и рынок найма в b2b.

Казалось бы, перевести в разряд услуг по запросу можно только относительно типовые функции. Но на самом деле алгоритм автоматического подбора кандидата успешно работает и в сферах со сложными компетенциями.

На западе цифровые платформы, где могут зарегистрироваться высококлассные специалисты для монетизации своих знаний, начали распространяться еще 10 лет назад. Например, платформа GLG объединяет 800 тысяч соискателей. В России тоже есть несколько похожих сервисов, но с меньшими масштабами (Expert Me, LegalSpace, HR-sreda).

«Интеллектуальный убер» работает по следующему принципу: тщательный отбор кандидатов с обязательной многоступенчатой верификацией экспертизы; автоматический прием заявок со стороны заказчика; поиск соответствия, построенный на сложных математических моделях и алгоритмах искусственного интеллекта; назначение лучшего кандидата.

В действительности сила инерции еще долго будет препятствовать глобальным изменениям системы трудовых отношений, но они неизбежны, поскольку продиктованы объективными факторами. Очевидно, что человек будет освобождаться от рутины и все больше взаимодействовать с технологиями. То, что сегодня называется «цифровой грамотностью», станет стандартным навыком, как умение писать или складывать в уме. Свобода от рутины даст больше времени для творчества и развития сильных профессиональных качеств — а идеальной средой для этого будет проектная деятельность.

Для работодателей перемены означают бо́льшую прозрачность в найме сотрудников и оценке их деятельности. Трудовые отношения станут более гибкими, а роль организационных структур утратит значимость. Вместо нескольких схем сотрудничества (найм в штат, подряд, аутсорс) будет целый спектр различных вариантов взаимодействия, включая гибкий и гибридный найм, уберизацию, смешанные проектные команды и виртуальные организации.

Илья Биндюк,
основатель и генеральный директор
платформы по привлечению отраслевых специалистов Expert Me

Илья Биндюк

Теги: #общество

Рубрика: Технологии

Поделиться статьей
Рейтинг@Mail.ru Яндекс.Метрика