"Поход вникуда". Почему обречена идея импортозамещения мобильных приложений
Эксперт Эльдар Муртазин рассказал Sobesednik.ru, чем опасно предложение ФАС об импортозамещении мобильных приложений
Эксперт Эльдар Муртазин рассказал Sobesednik.ru, чем опасно предложение ФАС об импортозамещении мобильных приложений.
24 апреля Федеральная антимонопольная служба (ФАС) предложила обязать производителей смартфонов и планшетов предустанавливать на устройства российские приложения – браузер, почту, аудиопроигрыватель и другие.
«Другими словами, если есть российский аналог приложению, которое производитель мобильных устройств планирует предустановить на устройство связи, такой аналог должен также быть предложен потребителю, – сообщается на сайте ведомства. – Это не только расширит возможности выбора для пользователей, но и станет хорошей поддержкой для российских разработчиков конкурировать с цифровыми гигантами».
Кроме того, в ФАС заявили, что пользователи должны иметь возможность удалять предустановленные приложения, без которых возможна корректная работа устройства. При этом в ведомстве заверили, что их идея цифрового импортозамещения не подразумевает удаления со всех смартфонов продуктов Google и Apple.
Отметим, что предложение ФАС прозвучало на фоне практически безуспешных попыток Роскомнадзора заблокировать мессенджер Telegram, в результате которых, в частности, были заблокированы десятки ip-адресов Google. Это, в частности, привело к перебоям в работе сервисов Captcha от Google, Google Play и Google Drive. Впрочем, в РКН отрицают свою причастность к этим сбоям.
Ведущий аналитик Mobile Research Group Эльдар Муртазин обращает внимание на то, что операционные системы, будь то iOS или Android, а также предустановленные на мобильных устройствах приложения – это коммерческие продукты частных компаний, которыми государство не вправе распоряжаться по собственному произволу:
– Понятно, что «Яндекс» спит и видит, чтобы это происходило и происходило бесплатно, – заявил Эльдар Муртазин в разговоре с Sobesednik.ru. – Собственно, все терзания с Google посредством ФАС были ровно об этом [в феврале 2015 года ФАС после заявления «Яндекса» возбудила против Google дело из-за злоупотребления доминирующим положением на рынке; в ноябре американская компания подала ответный иск против ФАС; в апреле 2017 года разбирательство закончилось мирным соглашением – прим. Sobesednik.ru]. Но согласно договорённостям, которые заключил ФАС с Google, они в ближайший год не могут претендовать на что-то подобное. Это первый момент.
Второй момент: такой юридической правоприменительной практики в мире не было вообще нигде. Прецедент создать в России не получится – просто потому, что это, мягко говоря, ведёт к очень большим последствиям. Все последствия – неприятные в первую очередь для России. Если такое случится, мы станем изгоями в правовом и юридическом аспектах, то есть страной, которая не соблюдает правоприменительную практику.
– Основное, что нужно знать: условно говоря, у вас есть ваша собственность, на которую сегодня претендует кто-то, в данном случае ФАС, претендует бесплатно, – объясняет Эльдар Муртазин. – Вы этой собственностью торгуете, вы получаете от этого доход. Тут приходят «умные» люди, которые не создали ничего, не ударили пальцем о палец, и говорят: «Знаете, ребята, вот вы создали систему, а ещё и зарабатываете на этом деньги. Давайте-ка мы решим, кто будет пользоваться плодами ваших трудов». Это рэкет, по-другому это назвать нельзя.
Я к этому отношусь крайне неодобрительно. Существует практика, когда есть действительно государственные сервисы – в Америке, например, это 911, – и принимается решение, что должны быть определённые опции как в телефонах, так и в смартфонах, которые эти сервисы поддерживают. Это другая история. Но история устанавливать чужие коммерческие приложения, из которых компании извлекают доход, – это бред. Очередной поход вникуда.
На сегодняшний день ФАС, видимо, считает, что есть политический момент давить западные компании, и они хотят быть в струе этого. Но они придумывают очень неправильные истории, которые на практике не могут воплотиться в жизнь. Максимум, чего добьётся ФАС со товарищи – это то, что в конце концов в России просто перестанет работать ряд сервисов или они будут работать в других юридических аспектах. Ничего хорошего ни для страны, ни для бизнеса в стране они при этом не добьются, – считает Эльдар Муртазин.