09.12.2020

Эх, смуглянка-молдаванка: эксперт – о желании Санду избавиться от российских военных

Зам. директора Института стран СНГ рассуждает о том, так ли опасны настроения Майи Санду для отношений России и Молдавии

Фото: Майя Санду // Фото: Global Look Press

Зам. директора Института стран СНГ рассуждает о том, так ли опасны настроения Майи Санду для отношений России и Молдавии.

Заявления нового президента Молдавии Майи Санду о том, что нужно убрать российских миротворцев из страны, вызывают ожидаемое волнение. Пророчат и охлаждение отношений между нашими странами, и чуть ли не новую войну.

Думаю, это преувеличение. Приднестровье – это все-таки не Донбасс. Достаточно сказать, что футбольная команда Приднестровья является многолетним чемпионом Молдавии, то есть у них общий чемпионат, как и многое другое.

Слова Санду сокращают и вырывают из контекста. Например, она сказала: да, надо, чтобы российские миротворцы ушли, когда будет решена проблема реинтеграции Приднестровья в Молдавию. Так это вполне совпадает с российской позицией. А вот заявление про замену миротворцев из России на миротворцев ОБСЕ выглядит странно, потому что у ОБСЕ нет своих миротворцев, у них только наблюдатели.

Что касается российских военных складов и военнослужащих в селе Колбасна Приднестровья, то все стороны согласны, что надо их выводить. Но в самом начале этому препятствовало руководство Приднестровья, где женщины ложились на рельсы, а сейчас это еще и транспортные проблемы, так как Украина не пропустит наши поезда с оружием, а самолетами вывозить 20 тысяч тонн вооружений никто не будет.

Нужно еще учитывать, что президент в Молдавии не всесилен. Большую роль играет парламент. А именно он отобрал у Санду, можно сказать, последнее, что осталось от Додона, – некую разведывательную структуру, которая находилась в подчинении у президента. У Санду нет полной власти – все решения принимает парламент и избранное им правительство.

России нужно, чтобы Молдавия была дружественной нам страной.

Конфликт в Приднестровье, в отличие от других историй на постсоветском пространстве, не имеет в своей основе ни религиозных, ни национальных конфликтов: национальный и религиозный состав в Приднестровье и Молдавии примерно одинаковый. А все разногласия возникли только по отношению к унионизму – объединению Молдавии с Румынией. Приднестровцы, в отличие от большинства жителей Молдавии, не хотят в Румынию, не хотят в НАТО. Но это единственное противоречие, которое вряд ли выльется во что-то масштабное.

Кстати, предыдущий президент Игорь Додон на самом деле не был таким уж пророссийским, как принято считать. Как и новая глава страны Майя Санду не является такой уже стопроцентно оголтело прорумынской и прозападной.

Владимир Жарихин, зам. директора Института стран СНГ

* * *

Материал вышел в издании «Собеседник» №47-2020 под заголовком «Эх, смуглянка-молдаванка».

Рубрика: Политика

Поделиться статьей
Рейтинг@Mail.ru Яндекс.Метрика