Новости дня

19 февраля, понедельник



































18 февраля, воскресенье










Крымские гастроли украинских звёзд: бизнес против предательства


Прошедший недавно в Ялте гала-концерт по случаю Дня России предоставил щирым украинским патриотам почти готовый список «предателей Родины». О том, что российский шоу-бизнес в значительной своей части на самом деле украинский, говорили давно и много, но теперь по этой линии прошёл неожиданный разлом. Объяснений требуют как от тех, кто не поехал в Ялту (они предпочитают отделываться благовидными предлогами, как, к примеру, певица Ёлка), так и от выступивших там украинцев.

Более того, некий «патриот» уже атаковал Ани Лорак, вся вина которой заключалась в том, что она не бойкотировала премию RU TV, а даже явилась в Москву за причитавшимися ей наградами.

Любопытно было бы сообщить украинским борцам за патриотизм среди работников культуры, что и в России несогласных с официальной позицией по Крыму (которая, ясное дело, прямо противоположна украинской) многие называют «предателями», и попросить оценить этот факт. Они, наверное, скажут, что это плохо, что это ужасное следствие путинской пропаганды, и выразят поддержку Андрею Макаревичу и компании. Следом нужно поинтересоваться, в чём, собственно, разница между их поведением и поведением хунвейбинов из России. Впрочем, делать это надо всё же не с моей профессией: в конце концов, их требование единомыслия от всех и каждого зиждется, во-первых, на уверенности в том, что в России такое единомыслие уже введено и установлено повсеместно, а во-вторых, на том, что на войне как на войне.

Как известно, когда пушки стреляют, музы молчат. Ославленные в России «бандеровцами» за выступление на Евромайдане белорусы из группы «Ляпис Трубецкой» прокатились по тогда ещё тихо тлевшему Донбассу с концертами пару месяцев назад, и к счастью или к сожалению, это событие во времени уже не передвинуть. Мотивацией «ляписов» было именно желание поддержать своих поклонников, которым в смутное время, когда главенствует право сильного, неуютно как никогда, и именно поэтому они, как сообщалось на сайте музыкантов, не отказались от потенциально небезопасных гастролей. Позднее опасными оказались уже гастроли в России, где концерты группы начали отменяться то там, то здесь.

Наверняка выступавшие 12 июня в Ялте поп-звёзды на положенной по статусу мероприятия пресс-конференции отчитались о том, как важно для них было поддержать крымчан, сделавших исторический выбор, в их первый новый государственный праздник. Но держа в голове историю «Ляписа Трубецкого», думаешь почему-то, что в упряжке под названием «шоу-бизнес» главное не перепутать, где телега, а где лошадь. Родина родиной и патриотизм патриотизмом, но украинский медиарынок несопоставим с российским, особенно в свете ползучей европеизации страны. Не захочешь проявить должного понимания уникальности ситуации с Крымом, гражданин Украины — ну, и будешь гастролировать от Ужгорода до Харькова: западнее никому ты не нужен (масштаб не тот), а восточнее дай в таком случае бог тебе, «бандеровцу», живым уйти. Откровенно говоря, в таком прагматизме ничего предосудительного нет: если бизнес есть бизнес, то никто никого не пытается дурачить. Грустно только, что в таком свете удовлетворение потребности аудитории в прекрасном теряет какое бы то ни было отличие от удовлетворения потребности в еде, лекарствах, одежде и прочих утилитарных вещах.

Впрочем, российские коллеги украинских поп-артистов сталкиваются с похожими проблемами, хотя и на свой лад. Если на внешнем фронте Россия ведёт борьбу с «бендеровцами», то на внутреннем вовсю разворачивается борьба с безнравственностью, и полуфинал, в общем, уже состоялся: группа «Ленинград» на своём концерте в Москве признала, что после запрета на матерщину в произведениях искусства дела их плохи — остаётся только совокупляться на сцене. Советский андеграунд от Александра Галича до группы «ДДТ», напомним, уж точно не был разрешённым, однако невзирая на запреты никуда не делся и оставил свой след в веках. Между тем можно спорить о художественной ценности творчества Сергея Шнурова сотоварищи, но очевидно, что успех группы «Ленинград» как шоу неотделим от бизнеса. Художник, конечно, никому не обязан быть голодным, особенно в наше чуткое к авангарду время; но когда кирдык шоу-бизнеса означает неминуемую и бесповоротную смерть шоу, это намекает, что с самим шоу тоже далеко не всё в порядке.

поделиться:





Колумнисты


Читайте также

Оформите подписку на наши издания