Живой труп воскресал три года
В Ярославской области женщина три года ждала воскресения умершего мужа, заставляя родных детей разговаривать с трупом и даже кормить его. Те, чтобы не расстраивать мать, врали, что умерший ест и шевелится. В жуткой истории, конечно, не обошлось без влияния нетрадиционной религии...
В Ярославской области женщина три года ждала воскресения умершего мужа, пока родные дети не утилизировали отцовскую мумию. В жуткой истории не обошлось без влияния нетрадиционной религии, которая в этих краях крепко зацепилась.
«Папа воскрес и вышел»
Елена и Александр С. (фамилию не указываем по этическим соображениям) познакомились в 96-м году в Ярославле. Елена была коренной жительницей, Александр приехал из Белоруссии. В 2005-м супруги, уже имея четверых детей, переехали в область – в поселок Семибратово Ростовского района.
– За эти годы никто их толком не узнал – жили они очень замкнуто, – рассказывает соседка Надя. – Дети ходили в школу, но все были очень странные. Старшая – молчунья, средняя – очень взбалмошная, училась с моей дочкой в одном классе.
Чувствовалось, что им не хватает адекватного воспитания. Жили бедно, при этом мать, педагог по образованию, сидела дома. На вопрос, почему не идет работать, отвечала что-то вроде «Бог даст».
Семья получала пособие как многодетная и малоимущая. Органы опеки наведывались в этот дом регулярно – приносили продукты и одежду детям. Отец иногда подпитывал семейный бюджет случайными заработками – работал то плотником, то охранником. Но в 2008-м Александр заболел: опухоль мозга.
– Он участвовал в ликвидации аварии на Чернобыльской АЭС, оттуда, возможно, и болезнь, – говорит следователь по делу Евгений Егоров. – Обследовался в Ярославле, потом получил квоту на лечение в Москве. Но они не поехали – якобы не было денег на дорогу.
В итоге работать Александр перестал. А Елена перестала пускать в дом редких гостей, в том числе и соцработников.
– Всем говорила, что муж болен, его нельзя беспокоить, – рассказывает соседка Галина Чистова. – Мать ее раньше иногда приезжала из Ярославля, а потом и ее на порог не пускали. Сам же Саша на улице вообще не показывался.
Как выяснилось теперь, Саша умер осенью 2009-го.
– Вдова не стала его хоронить, ожидая, что он воскреснет, – говорит Евгений Егоров. – Ежедневно посылала к нему в комнату детей, просила их разговаривать с ним и кормить его. Дети же понимали, что отец мертв, но поддерживали иллюзию, чтобы не расстраивать мать. Врали, что умерший ест и шевелится. Сама женщина к покойному не ходила: думала, если зайдет не вовремя, чуда не случится. Детям она настрого запретила кому-либо говорить о его смерти.
Что под боком покойник, не знали даже ближайшие соседи, жившие в другой половине дома. Трупный запах дети глушили освежителем воздуха. Страшная тайна, возможно, еще долго бы не раскрылась. Но летом семье предстоял переезд – по программе расселения ветхого жилья вместо барака в селе им предложили квартиру в Ростове. Дети понимали, что при переезде тело отца могут найти. И тогда, как описывает полицейский отчет, «дочери умершего, 14 и 9 лет, упаковали труп в полиэтиленовые пакеты… и поместили в заросли кустов. Во время перемещения трупа от тела отделились голова и правая рука». дочери упаковали их отдельно и выбросили в мусорку. Маме же потом объяснили, что папа наконец воскрес и вышел.
Набожный психоз
Жуткие манипуляции оказались тщетными, поскольку труп в «зарослях кустов» обнаружили всё те же соседи по дому.
– Первая наша мысль была: убийство, тело ведь было без головы и руки, – говорит Егоров. – Когда дети обо всем рассказали, мы пытались отыскать части тела на свалке. Но не нашли – для опознания пришлось проводить генетическую экспертизу.
Другая экспертиза предстояла выжившим членам семьи. Два месяца их обследовали психиатры в Ярославле. Как ни странно, заключили, что «психотравмирующая ситуация» никак не отразилась на детях.
– У женщины выявили расстройство в стадии ремиссии, поскольку в итоге она осознала, что именно делала все эти годы, – утверждает Егоров. – Просто она была очень набожна – искренне верила в воскресение. Муж, кстати, тоже был религиозен. Говорят, перед смертью он выкрикнул имя Иисуса.
Следователей почему-то не увлек тот факт, что оба набожных супруга состояли в Церкви христиан веры евангельской, то есть были т.н. неопятидесятниками, причем еще до знакомства.
– Но это ведь не секта, а просто одно из направлений христианской веры, – говорит следователь. – Мы про это и в Интернете посмотрели.
Однако у экспертов на сей счет совсем другое мнение.
– Неопятидесятники – одна из мощнейших сект в России, и в нашей области их позиции очень сильны, – рассказывает глава Ярославского антисектантского центра Евгений Мухтаров. – Ростовский район для них вообще ключевой, распространять свою веру они начали именно отсюда – еще в 90-м году в Ростов для этого приезжали пасторы из Швеции. В истории этой женщины влияние секты налицо.
Они и правда верят, что человека можно воскресить молитвами. Шесть лет назад похожий случай был в Костромской области: женщина не давала хоронить сына, пока родные силой не отобрали уже раздутый труп мальчика. А в данном случае и смерть мужа вызывает вопросы. Почему он отказался от лечения? Потому что они верят, что Бог исцелит, оттого в их общинах раковые больные мрут только так. Интересно и то, почему семья переехала из Ярославля в деревню. Неопятидесятники – очень богатая секта, в том числе и за счет имущества своих адептов.
Следователям женщина объяснила, что ей с мужем просто захотелось на свежий воздух. Но соседи слышали от нее другую версию.
– Она проговорилась, что была у нее 3-комнатная квартира в Ярославле, – рассказывает Галина Чистова, – и что отдали ее каким-то священнослужителям, а те взамен предложили им этот барак. Только она тогда не знала, насколько он ветхий.
Следствие почему-то не стало углубляться в сложные вопросы веры.
– Нам главное было установить некриминальный характер смерти мужа, – объясняет Егоров. – Хотя мы спрашивали женщину и о связях с единоверцами, но она отказалась называть их имена и адреса встреч.
Нехорошая квартира
При этом соседи рассказывают, что, несмотря на замкнутый образ жизни, до болезни супруга в доме проходили некие собрания по воскресеньям. И хотя официально зарегистрированной общины в Семибратово нет, но ходят слухи о неких квартирах, где собираются верующие. Один такой адрес я решила проверить. Судя по звукам, в помещении кто-то был, однако дверь мне так и не открыли.
– Они собираются где-то по звонку, но проникнуть к ним очень сложно. Я даже не знаю, сколько их у нас, – говорит настоятель местного храма отец Петр. – Но сейчас, возможно, они начнут действовать более открыто. Потому что недавно у нас избрали главой района Сергея Гончарова, чья супруга открыто входит в общину в Ростове.
Супруга и теща нынешнего районного главы работали в неопятидесятнической библиотеке «Евангелист», здание для которой арендовал сам Сергей Гончаров.
– Он, очевидно, лоялен ко всякого рода течениям. И теперь у нас творится чехарда с трупами, – сокрушается Мухтаров. – Летом был еще один случай, в 12 км от Семибратово, в поселении фанатиков-анастасийцев. Муж закопал жену, скончавшуюся от рака, у себя на участке, «под яблонькой». Тоже ждет, что скоро она воскреснет. Сейчас этим делом занимается прокуратура. А вдовец нанял адвоката и говорит, что хочет создать прецедент.
Это притом что в регионе было немало прецедентов и пострашнее.
– В Ярославле даже самосожжение было – врач, родственница пастора неопятидесятников, – продолжает Мухтаров. – Еще одна их сестра по вере выбросилась из окна, другая, пенсионерка, повесилась, крича, что видит сатану. Но каждый раз полиция не могла доказать причинно-следственную связь с сектой.
Неудивительно, что такой пустячок, как хранение на дому усопшего супруга, в итоге сочли некриминальной блажью.
Уголовное дело на днях закрыли. А героиня этой истории теперь еще ближе к единоверцам – в Ростове ведь и зарегистрированная община имеется. Надолго ли она задержится с детьми в своей новой квартире – большой вопрос.
Авторитетное мнение
Александр Дворкин, глава Центра религиоведческих исследований им. Иринея Лионского:
– РосХВЕ – самое многочисленное и наиболее влиятельное сектантское движение в современной России. Они всячески стремятся в политику, экономику, публичное пространство. Их лидер Ряховский не случайно входит в совет по взаимодействию с религиозными объединениями при президенте, состоит в Общественной палате. Возможно, ему удалось убедить кого-то наверху, что он полезен: может удерживать своих подопечных в рамках.
За последние 20 лет было немало случаев, связанных с деятельностью этой организации, в том числе и религиозно мотивированные убийства. Но доказать это (кстати, как и в ситуациях с любой сектой) практически невозможно.
Евгений Мухтаров, член экспертного совета по проведению государственной религиоведческой экспертизы при Минюсте РФ:
– Только в Ярославской области неопятидесятникам принадлежит около 20 фирм. При таком влиянии не исключены и коррупционные связи с чиновниками.
Слово "пастыря"
Сергей Ряховский, глава Российского объединенного союза христиан веры евангельской (РОСХВЕ):
– Чудеса воскрешения отмечались в истории раннего христианства, но до наших дней, увы, не дошли. А данная семья вообще не имеет отношения к нашей конфессии. Эти люди несколько лет назад были прихожанами у себя в районе, но после их попросили покинуть ряды верующих по причине полной неадекватности. В целом же наша центральная церковь в ярославском регионе насчитывает 3500 прихожан, а движение по России объединяет 1,5 млн человек. По численности мы вторая конфессия после РПЦ. И очень жаль, что православные братья иногда называют нас сектой, это заблуждение.
Читайте также