Сергей Хестанов: Не исключаю, что банки введут плату за ведение валютного счета
С мая россияне начали пополнять свои валютные вклады. Экономист Сергей Хестанов считает: люди не верят в крепкий рубль
По данным ЦБ, с мая россияне снова начали пополнять свои валютные вклады. Так, на депозиты за последнее время было внесено $721 млн, а всего на счетах граждан накопилось почти $89 млрд.
Некоторые эксперты уверяют, что это свидетельствует о том, что вкладчики стали меньше беспокоиться по поводу слухов об изъятии вкладов государством. Доцент кафедры финансовых рынков и финансового инжиниринга РАНХиГС, экономист Сергей Хестанов считает: это говорит о том, что люди не верят в крепкий рубль.
– Ставки по валютным вкладам предельно низкие: от 0,1% до 1,72%, при этом срок депозита не менее 3 лет. Чем выше ставка, тем больше минимальная сумма вклада. Так, для того, чтобы получить 1,72%, надо вложить сумму от $50 тысяч. А ставку в 1,55 можно найти и от $1 тысячи. Но «навар» будет всего 15 долларов в год. В Сбербанке можно открыть валютный депозит, имея в кармане всего $100. Правда, в год «набежит» меньше доллара за год. Так в чем же выгода?
– Видите ли, тех, кто сейчас кладет деньги на валютные вклады, интересуют вовсе не проценты. Эти люди опасаются сильного ослабления рубля. Потому что, если рубль ослабнет процентов на 10-15, то покупательная способность рублевых вкладов упадет гораздо сильнее, чем покупательная способность вкладов валютных.
То есть тут расчет на то, что рубль может подешеветь. И что на этом можно потерять гораздо больше, чем заработать на процентах по рублевым вкладам.
– Ставки по валютным вкладам так же сильно привязаны к ставке ЦБ, как ставки рублевых депозитов?
– Нет. Валютные вклады никак не зависят от ставки ЦБ. Они низкие, потому что банкам сейчас валютные вклады граждан не нужны, поэтому они и не заинтересованы в том, чтобы люди несли им валюту. Банкам некуда ее применить: спрос на валютные кредиты отсутствует как со стороны предприятий, так и граждан. Да и доходность по надежным зарубежным валютам, облигациям, тоже очень низкая. В те времена, когда люди охотно брали валютные кредиты, тогда банкам валюта была нужна, и ставки были выше.
Я не исключаю, что со временем в надежных банках России введут плату за ведение валютного счета, как и на Западе…
– И тогда ставки по валютным кредитам могут и вовсе стать отрицательными?
– По сути, да. Но это не называется минусовым процентом, это называется платой за обслуживание счета. Скажем, в Германии обслуживание счета стоит где-то 70 евро в год. Для большого вклада это все равно, что ноль. Для маленького – естественно, расход.
– А проценты там какие?
– По-моему, 0,05% в год. Были 0,8%, были даже 1,05% – но давно. Сейчас вот 0,05%. Поэтому на маленьких вкладах эти пять сотых процента могут быть меньше, чем 71 евро за обслуживание счета, и итог по году может получиться отрицательным.
Но опять-таки, если человек ждет обесценения рубля, какая разница? Лучше получить ноль, чем минус 15%. А ведь бывают случаи, что рубль девальвировал заметно сильнее, чем на 15%.
– В России тоже берут деньги за обслуживание валютных вкладов?
– Пока в большинстве банков нет. Но вопрос очень интенсивно дискутируется. Многие банки настаивают на том, что надо вводить плату за обслуживание счета: в конце концов у банка есть издержки – учет, отчетность, сдача отчетности в Центробанк... Поэтому, думаю, как во всем мы догоняем Запад, так и в этом вопросе мы Запад тоже догоним и со временем у нас появится плата за ведение счета. Вряд ли это будет сильно много, но где-нибудь от 2 до 5 тысяч рублей в год вполне может быть.
– Получается, что валютные вклады – это не столько выгодное вложение денег, сколько индикатор. С одной стороны, опасений общества (если люди несут в банки валюту, значит, опасаются девальвации рубля). А низкие ставки банков показывают состояние экономики, которой не нужны валютные инвестиции.
– Да. Сейчас даже предприятия валютные кредиты особенно не берут, я не говорю уже про граждан. Поэтому для банков, повторю, валютные вклады превращаются в обременительную ненужную вещь. Вот они и принимают меры, чтобы к ним поменьше несли валютных вкладов.
А мотивация у граждан другая – они прекрасно знают, что периодически происходит сильное ослабление рубля. И, чтобы не потерять на этом, они наращивают валютные активы, в том числе, вклады.
– То есть, многие, несмотря на заверения властей, что с рублем все нормально и что он даже укрепится к концу года, ожидают, что все-таки рубль сильно ослабнет?
– Именно. Причем прогнозы укрепления рубля у меня вызывают добрый юмор. Нет, в природе всё бывает. Но, на мой взгляд, шансы ослабнуть у рубля в разы больше, чем укрепиться.