"Негосударственный" финансовый омбудсмен продолжит консультировать граждан
С 3 сентября в России вступил в силу закон о финансовом омбудсмене. Что это меняет для потребителей финансовых услуг?
С 3 сентября в России вступил в силу закон о финансовом омбудсмене. Что это меняет для потребителей финансовых услуг, у которых возникли проблемы с кредитными организациями?
Закон вступил в силу в начале недели, а в конце августа первый заместитель Банка России Сергей Швецов представил главного финансового уполномоченного, которым стал зам. главы ЦБ Набиуллиной Юрий Воронин.
До этого в России на общественных началах уже работал неофициальный финансовый омбудсмен — экономист Павел Медведев. Его должность была инициативой и оплачивалась Ассоциацией российских банков. Медведев неоднократно говорил о том, что России необходим закон о финансовым омбудсмене, который наделял бы его полномочиями, и официальная должность. Наконец это произошло.
Sobesednik.ru спросил у Павла Алексеевича, что он думает о законе и кого теперь будет защищать финансовый уполномоченный:
— Я лично с Юрием Ворониным не знаком, — говорит Павел Медведев. — Но мои знакомые говорят, что он бюрократ в хорошем смысле этого слова. На многих должностях нужно быть очень аккуратным бюрократом.
Но сам закон никуда не годится. Он был принят по просьбе президента, который дважды просил ускорить его принятие. И объясняется это тем, что граждане сильно закредитованы, и если они попадают в долговую кабалу, у них нет никакого способа, инструмента выпутаться. Поэтому нужен финансовый уполномоченный, который имел бы права, поддержанные законом, и спасал бы их из этого кошмара. Но в законе написано, что как раз те, кто должен финансовым организациям, не могут обратиться к уполномоченному. Он может рассматривать обращения только тех граждан, которые прокредитовали финансовую организацию и не могут получить свои деньги назад. Но они могут жаловаться при условии, что требование к финансовой организации не превосходит 500 тысяч рублей, — отмечает Медведев.
То есть все те, кто задолжал и не может расплатиться с банками или микрокредитными организациями, сразу выпадают из сферы деятельности нового уполномоченного. При этом, по словам Медведева, люди кредитуют банки и МФО, как правило, на сумму большую, чем 500 тысяч, а значит, обращений почти не будет.
Спорами по ОСАГО омбудсмен будет заниматься только с 31 мая 2019 года, с 1 января 2020 года — претензиями к МФО, с января 2021-го — к банкам, ломбардам, НПФ и кредитно-потребительским кооперативам. При этом получить превентивный совет, консультацию у омбудсмена гражданин не может: это запрещено законом.
Павел Медведев продолжает консультировать граждан и помогать решать финансовые коллизии, но как будет в дальнейшем выглядеть его работа, пока не знает. Обращений много, и самый эффектный способ добиться рассмотрения — обратиться к нему по электронной почте.