Цифра дня. Почему 80% владельцев бизнеса готовы продавать активы
Российский бизнес ожидает тяжелое будущее из-за санкций и налоговой политики РФ, считают эксперты
Российский бизнес ожидает тяжелое будущее из-за санкций и налоговой политики РФ, считают эксперты.
Sobesednik.ru ранее писал о том, что более 80% владельцев бизнеса в России готовы продать свои активы. Из них только 33% хотят избавиться от бизнеса из-за его экономической неэффективности, тогда как более 50% обеспокоены рисками закрытия бизнеса из-за санкций и геополитической обстановки.
Директор Института стратегического анализа «ФБК» Игорь Николаев в разговоре с Sobesednik.ru призвал не относиться к результатам опроса так, будто все пропало:
— Мне наоборот удивительно, что не 100% бизнеса заявило о том, что готово продать активы. У бизнеса более-менее крупного — а они все-таки опрашивали не мелких предпринимателей — всегда есть активы, которые хотели бы продать. Появляются какие-то новые обстоятельства, что-то себя не оправдало, переоценили спрос на продукцию, соответственно, надо избавиться от активов, — объясняет эксперт. — Естественно, в этой цифре есть и те, кто просто хотел бы закрыть свой бизнес. Важно понимать, что имеют в виду инвесторы, говоря о продаже активов — реструктуризацию или закрытие бизнеса.
При этом Николаев уверен, что российский бизнес безусловно ожидает тяжелое будущее:
— Власти могут заявлять, что санкции — не наша проблема, но они даже еще и не признали, что это проблема. Сначала говорили, что все только на пользу, сейчас этого уже не слышно. Потому что для бизнеса и для экономики это действительно плохо, мы теряем темпы экономического развития.
Кроме того, по словам Николаева, из-за санкций бизнесу не понятно, как выстраивать стратегию своего развития.
— Очевидно, что санкции будут только усиливаться. И этим они не только затрудняют доступ к источникам финансирования, но и создают неопределенность экономической ситуации. А это один из сдерживающих факторов для бизнеса, потому что как можно выстраивать свою стратегию, если не знаешь, как все будет происходить? Поэтому бизнес сдерживает свои инвестиции, — объясняет эксперт.
Между тем финансист, приглашенный эксперт программы «Экономическая политика» Московского Центра Карнеги Андрей Мовчан в разговоре с Sobesednik.ru усомнился в том, что санкции влияют на российские компании:
— Санкции к нашему бизнесу уже не имеют такого отношения. Они влияют на работу нескольких компаний, но остальные работают как работают. Что касается повышения налоговой нагрузки и в целом ситуации в стране, то, естественно, она неблагоприятна для развития бизнеса. Можно предположить, что бизнес начнет сокращаться, — считает эксперт.
Он объяснил, что сокращение бизнеса не подразумевает закрытие компаний:
— Сокращение бизнеса работает не так, что больше компаний закрываются или открываются. Просто компании, получающую большую прибыль, начнут получать среднюю, компании со средней прибылью — маленькую, и так далее. Оборот средств уменьшится, кто-то переведет свой бизнес за границу, — заключил Мовчан.
Игорь Николаев также подчеркнул негативное влияние повышения налогов на российский бизнес:
— Бизнес получается между двух огней: здесь санкции, а родное государство повышает НДС, появляются списки крупнейших компаний, которым в добровольно-принудительном порядке предлагают скинуться на реализацию госпроектов. Поэтому в обозримой перспективе жизнь бизнеса будет непростая.
Ранее, как писал Sobesednik.ru, помощник президента РФ Андрей Белоусов говорил, что бизнес должен выделить на реализацию майских указов Владимира Путина 500 млрд рублей. После встречи с представителями крупнейших российских компаний Белоусов заявил, что сейчас обсуждается инвестирование в размере уже 200–300 млрд рублей.
— Это такой торг: испугали цифрой [в 500 миллиардов], а значит, 200-300 миллиардов собрать уже хорошо. Но мне кажется, и 200–300 не соберем. Зависимость от государства велика, поэтому придется крупнейшим компаниям с несколькими миллиардами остаться. Первоначально озвученная цифра — это, конечно, нереально, но сотню миллиардов могут и собрать, — заключил Игорь Николаев.