Эксперт Probok.net: Московский транспорт убыточен, и это нормально

Эксперт центра Probok.net объяснил, почему поездки по Москве дорожают, а общественный транспорт не приносит прибыли

Фото: фото: Global Look Press

Эксперт центра Probok.net объяснил, почему поездки по Москве дорожают, а общественный транспорт не приносит прибыли.

11 июля «Ведомости» сообщили со ссылкой на консалтинговую компанию Deloitte, что тарифы общественного транспорта в Москве неподъёмны для граждан, которые получают минимальную зарплату. По данным компании HeadHunter, средняя зарплата в Москве в первом полугодии 2018 года составила чуть более 80 тысяч рублей – это с учётом бонусов и без налоговых вычетов. Минимальная зарплата в столице держится на отметке в 18 тысяч рублей.

Проблему доступности общественного транспорта Москвы Sobesednik.ru обсудил с руководителем направления «Общественный транспорт» экспертного центра Probok.net Александром Чекмарёвым:

– У нас вполне доступный общественный транспорт, – заявил эксперт. – Можно открыть статистику и увидеть, что средняя зарплата в городе составляет порядка 80 тысяч рублей. Проездной на наземном транспорте стоит немногим больше двух тысяч рублей в месяц. Это на весь общественный транспорт. Это вполне допустимая сумма, сопоставимая, например, с тарифами на коммунальные услуги.

– 80 тысяч – средняя зарплата?

– Откройте Росстат, там все данные есть.

– Может, Росстат завышает цифры?

– Он их скорее занижает. В реальности достаточно большой процент людей получает бóльшую зарплату, просто их налогооблагаемая база сокращается, чтобы приходилось меньше платить налоги.

– Сколько москвич в среднем тратит на общественный транспорт ежемесячно?

– Те, кто пользуется общественным транспортом регулярно, пользуется проездными. В таком случае сумма порядка двух тысяч. Если человек пользуется ещё и личным транспортом, то в сумме с бензином и парковками у среднестатистического москвича будет уходить порядка десяти тысяч рублей.

– Льготы на проезд для разных категорий граждан делают транспорт доступнее?

– Да, они работают. Есть бесплатный проезд для отдельных категорий. Скоро к этому будут добавлены пригородные электрички.

– Кстати, зачем это сделали? Случайно не к выборам?

– Нет, я думаю, это достаточно большая потребность у значительной категории населения по перемещению на этом виде транспорта, особенно летом во время дачного сезона.

– Цены на проезд растут каждый год. Это когда-нибудь остановится?

– Разве вы хотите, чтобы ваша зарплата остановилась раз и навсегда? Вы хотите, чтобы она росла. Зачем нужна плата за билеты? Она идёт в первую очередь на зарплату сотрудников транспортной отрасли и на расходы, которые несут транспортные предприятия. Запчасти, топливо, комплектующие из года в год не дешевеют.

фото: Global Look Press

– Говорят, городской транспорт убыточен: мол, себестоимость поездки выше, чем цена билета. Это так?

– А он и не должен быть прибыльным. Он планово убыточен. Это абсолютно нормальная практика для всех городов и стран мира. Он выполняет общественно полезную, социальную функцию, создавая возможность для людей перемещаться по городу. Это, в свою очередь, снижает издержки города на транспортное обслуживание в плане того, что чем меньше транспорта, тем меньше пробок на дорогах. Но строить инфраструктуру для общественного транспортного всё равно дешевле, чем строить инфраструктуру для личного автотранспорта, тем более что личный автотранспорт никогда не будет обладать той инфраструктурой, которой ему будет достаточно для перевозки населения.

– Раз вы упомянули другие города и страны  а там как с билетами на общественном транспорте?

– Я могу сказать, что в Лондоне, например, поездка на метро в переводе на наши деньги стоит порядка 400 рублей. Вот и смотрите, много это или мало по сравнению с нашими ценами.

– А какая в Лондоне средняя зарплата?

– Конечно, она выше, чем московская, но надо сопоставлять это с тамошними тратами, налогами. Более высокий уровень жизни означает более высокую стоимость жизни. Если там зарплата больше, то с неё значительно больше идёт на разные траты, в том числе за транспортные услуги.

– Столичные власти постоянно рапортуют об успехе в развитии транспортной отрасти: то у нас автобусы с Wi-Fi появляются, то новые станции метро открываются. По-вашему, как в целом у нас обстоят дела с общественным транспортом?

– Я не вижу серьёзных проблем у московского общественного транспорта. Wi-Fi в автобусах – это, конечно, не самое большое достижение. Надо понимать, что транспортная сеть развивается, она не стоит на месте, и это хорошо.

Сейчас идёт проект по московским центральным диаметрам. Это фактически модернизация существующего железнодорожного сообщения в городе, которая нацелена на то, чтобы через полтора-два года запустить на его основе сервис наподобие МЦК. Это большой шаг в развитии транспортной инфраструктуры города. Железнодорожный транспорт – последний вид транспорта в городе, который оставался без должного внимания со стороны транспортников. Трамваи, автобусы, метро не в первый год развиваются, с этим никаких проблем нет. А вот с железной дорогой были определённые проблемы. Но мы видим, что проект МЦК достаточно успешен, он показал, что железная дорога может быть полноценным городским транспортом. Будем надеяться, что новый проект будет реализован в полном объёме и что он даст серьёзную прибавку для транспортной инфраструктуры Москвы.

Поделиться статьей
Рейтинг@Mail.ru Яндекс.Метрика