Авто уже не то: почему возник дефицит автомобилей и сколько он еще продлится?
Вице-президент ассоциации «Российские автомобильные дилеры» Олег Мосеев рассказал «Собеседнику», что ждет наш авторынок
Вице-президент ассоциации «Российские автомобильные дилеры» Олег Мосеев рассказал «Собеседнику», что ждет наш авторынок:
– В первой двадцатке самых продаваемых в России автомобилей практически по всем брендам наблюдается дефицит: некоторые модели люди ждут в очереди по несколько месяцев, на имеющиеся в наличии авто пропали скидки, запасы распроданы, а прибывающие на автовозах автомобили продаются буквально с колес. Дефицит автомобилей возник еще в июле, пик пришелся на сентябрь – октябрь, но до сих пор проблема не решена. Производители говорят, что справятся только к лету.
Главная причина – девальвация рубля. Люди, понимая, что за падением рубля будут дорожать автомобили, пошли покупать машины, чтобы их накопления не обесценивались. А дальше – чисто советская история: «А что за очередь, давайте я тоже встану, вдруг мне это надо». Из-за повышенного спроса возник дефицит. А на масс-модели спрос еще стимулировался дешевыми кредитами с господдержкой.
С другой стороны, из-за локдауна останавливалось производство автокомпонентов в Китае, Европе, Латинской Америке, нарушались цепочки поставок, сборки. Еще нужно понимать, что Россия не приоритетный рынок для многих производителей, поэтому они сначала решают проблемы на более важных для них рынках. Не все, конечно: «Хёндай», «Киа», «Рено», «Фольксваген» относятся к российским потребителям так же, как и к другим.
Цены на авто при этом выросли не так критично. За прошлый год – на 4–5%. В этом году все будет сильно зависеть от курса рубля. Процентов на 5 точно вырастут, а остальное будет зависеть от ситуации с пандемией и санкциями.
* * *
Материал вышел в издании «Собеседник» №02-2021 под заголовком «Авто уже не то».