Правда и ложь о 30-часовой автомобильной очереди на паром в Крым
Если набрать в поисковике слово «очередь», вторым по популярности запросом будет «очередь на паром в Крым». Желающим попасть на полуостров на своей машине приходится ждать на солнцепеке по 30 часов
Если набрать в поисковике слово «очередь», вторым по популярности запросом будет «очередь на паром в Крым». Желающим попасть на полуостров на своей машине приходится ждать на солнцепеке по 30 часов.
Москва – Ростов-на-Дону
Дорога от Москвы в Крым ныне безальтернативно включает в себя паромную переправу через Керченский пролив. Расстояние от Москвы до порта «Кавказ» чуть больше 1500 км, большая часть которых – отличная магистраль с как минимум двумя полосами в каждую сторону. Речь идет о трассе М4, где на некоторых участках скорость ограничена рекордными для России 130 км/ч. Пять участков – платные. Стоят по-разному, но легковушкам обходятся немногим дороже 1 рубля за км.
Вслепую на такие расстояния лучше не ездить, поэтому накануне старта стоит разузнать о подводных камнях. На маршруте Москва – Ростов их два: примерно в 650 км от столицы есть участок М4 Лосево – Павловск, до которого как будто не дошли руки. Дорога вдруг сужается до одной полосы в каждую сторону, и начинается ремонт. И так почти 65 км. Второе затруднение ждет на объездной вокруг Ростова – там ремонтируют Аксайский мост и народ едет медленно и печально. Нам повезло: выехали среди недели и добрались до первого проблемного места к вечеру, а второй проскочили ночью – стоять не пришлось. Чего не скажешь об обратной дороге: днем пробка вокруг Ростова-на Дону «съела» полтора часа времени, а затор на участке Лосево – Павловск украл еще 3 часа жизни и немало нервов.
М4 – переправа
Отъехав от Ростова-на-Дону 70 километров, с прекрасной М4 приходится съезжать. Дальше путь до самой переправы лежит по трассе Р268. После магистрали на такой дороге тесно и неуютно: много населенных пунктов, трафик плотный, даже ночью приходится ждать, когда освободится встречка для обгона. Проковыляв так оставшиеся 400 километров, видим наконец первые признаки близкой переправы – информационное табло. Которое обещает «всего» до 10 часов ожидания! Еще недавно можно было бы добавить, что смотрели мы на это с ужасом, но не в этот раз – готовились к худшему.
[:image:]
Порт «Кавказ»
Порт «Кавказ» – самое горячее место всего маршрута. В буквальном смысле: 30 с лишним часов ожидания при 30 с лишним градусах затмевают самые кошмарные московские пробки. И это несмотря на то, что дорогу до переправы, что называется, довели до ума: поставили биотуалеты и палатки для отдыха, соорудили два отстойника со всем, что может понадобиться человеку: там есть санузлы, душевые, соки-воды-пиво, кафе с горячей едой и, главное, море – некоторые нетерпеливые скрашивают часы ожидания купанием. Комары, правда, тоже есть.
До того, как переправу в июле реорганизовали, здесь творилось страшное. Все стояли в огромной очереди, тянувшейся больше 10 км. По встречке все время рвались льготники, настоящие и липовые, прозванные в народе «беременными инвалидами». Некоторые даже зарабатывали на этом: в машину подсаживалась беременная женщина (по слухам, это стоило от 5 до 20 тысяч рублей), доезжала с клиентами до переправы без очереди, обратно возвращалась на маршрутке – и все повторялось. Говорят, дошло до того, что и. о. главы Крыма Сергей Аксенов на одном из совещаний попросил полицию убрать наконец эту беременную с переправы.
Стоящие в очереди между тем самоорганизовались: стихийный комитет против «беременных инвалидов» перекрывал встречку и обочины живым щитом. Пропускать перестали даже людей с удостоверениями работников порта. На переправу, как на работу, стали ездить днем и ночью сотрудники прокуратуры и полиции Краснодарского края, вплоть до высших чинов. Потом организовали отстойник, где люди могут хотя бы поспать, на рейд встал еще один большой греческий паром (сейчас их два, с ними одновременно работают еще 2–3 парома поменьше) и ситуация временно наладилась.
Именно в один из таких «светлых» дней мы и попали на переправу. Никакого хвоста, въезжаем сразу в первый отстойник. Здесь всех распределяют по «ручейкам», откуда по очереди выпускают потом в сторону порта. Там еще один отстойник уже перед паромами. На какой попадешь – не знает никто. Все почему-то хотят на греков – «Ионас» или «Олимпиаду», – которые, хоть и грузятся порой по два часа, могут забрать больше сотни машин за раз. Нас погрузили на маленький «Севастополь». Итог – 6 часов ожидания и ощущение, что все прошло очень быстро. Как потом выяснилось, это был просто подарок судьбы.
[:image:]
Порт «Крым»
На обратном пути в порту «Крым» нет табло с указанием времени ожидания переправы. Выяснить это – разумеется, приблизительно – можно только по «сарафанному радио»: через обмерщиков, полицейских или регулировщиков. Они, как правило, называют количество машин в очереди, а дальше считайте сами: за час порт покидает примерно 100 автомобилей. В нашем случае погрузки ждали около 700 авто плюс не поддающееся подсчету количество байков. Байкеры, кстати, имеют право внеочередного проезда, но в порту «Крым» льготников пропускают «дозированно» – по чуть-чуть на каждый паром. Народ смотрит на байкеров с сочувствием: на улице +34, а они с ног до головы в коже.
Еще неделю назад время ожидания погрузки на паром составляло 1–3 часа, сейчас – 7–12 часов, и всем уже понятно, что это не предел – заканчиваются детские каникулы, скоро 1 сентября. Отстойник расширяют, у палаток с едой энергично сооружают детскую площадку.
– Школа бы тоже не помешала, – шутит сосед с воронежскими номерами, у которого в салоне двое дошкольников.
Через 3 часа на солнцепеке приходит человек, которому тут все рады – обмерщик. Только после того, как он выпишет талон конкретно на вашу машину, можно отправляться за билетами. У касс сразу вырастает гигантская очередь. Организовано все более чем странно: почему нельзя измерять и обилечивать машины по мере заполнения отстойника или выдавать талоны на въезде, непонятно. Как и непонятно, почему нельзя купить билет заранее или взять сразу туда и обратно.
Несмотря на то, что в порту «Крым» все устроено по тому же принципу, что и в порту «Кавказ», стоится не в пример тяжелее, и очередь далеко не так благодушна: мужья ругаются с женами, родители – с детьми, в очереди говорят о политике и ворчат на погоду.
Возможно, это потому, что отпуск закончился, Крым уже позади, а что впереди – неизвестно.
[:image:]
Как вычислить, сколько придется стоять?
Каким будет время ожидания парома, не знают даже работники переправы. В конце июля одним довелось стоять 35–40 часов, другим – 5–7, третьи умудрились переправиться за час, а сейчас время ожидания опять перевалило за сутки. Затормозить процесс могут шторм, поломка одного из паромов, даже просто ветер и так далее. В Рунете есть несколько сайтов, где можно найти оперативные «сводки»: например, постоянные путешественники в Крым и на Украину давно пользуются форумом Антона Дыбова (www.adybov.ru). Посмотреть на то, что творится на переправе, можно с помощью недавно установленных веб-камер на live.kerch.net.
О главном
Берите как можно больше питьевой воды. В порту «Кавказ» цена литровой бутылки воды доходит до 100 рублей. В порту «Крым» цены ниже примерно в два раза. Вода нужна и для питья, и для умывания, а кому-то и для душа – в мобильных душевых она есть не всегда.
Залейте полный бак бензина перед переправой. Если сидеть в машине с кондиционером, расход топлива составит 1–3 л в час. В портах на переправе стоят мобильные заправки, но выглядят они «неживыми».
Берите с собой консервы. На жаре продукты портятся даже в автохолодильнике.
Не забудьте светоотражающие шторки или покрывало, чтобы можно было спрятаться в машине от палящего солнца: навесов в отстойниках нет, и при нынешней погоде автомобиль превращается в жаровню.