"Нежелательные" вместо "иноагентов": закрытие вместо позора?

СПЧ и Минюст предложили отказаться от термина «иностранный агент» в свете появления термина «нежелательные организации»

Фото:

СПЧ и Минюст предложили отказаться от термина «иностранный агент» в свете появления термина «нежелательные организации».

Предложение уже отвергли в Кремле: пресс-секретарь Дмитрий Песков лишний раз объяснил, что «нежелательные организации» представляют для отечества угрозу, а «иностранные агенты» никакой угрозы не представляют — если, конечно, должным образом зарегистрированы. Попутно Песков попросил общественность успокоиться из-за ситуации с фондом «Династия», который получил статус «иностранного агента», поскольку его основатель бизнесмен Дмитрий Зимин хранит свои деньги за рубежом и спонсирует фонд оттуда же.

Зимин заявил во вторник, что отказывается продолжать вкладывать свои деньги в «Династию», которой Россия обязана многими научными и образовательными программами, если финансирование от российского бизнесмена делает фонд «иностранным агентом». И кажется, что призыв Дмитрия Пескова услышан не будет. Как раз напротив — на волне новостей о «Династии» все чаще звание «иностранного агента» метафорически упоминается как «жёлтая звезда». Та самая, которую поначалу должны были носить на своей одежде евреи в нацистской Германии и оккупированных странах.

Аналогия была предложена давно — ещё когда закон об «иностранных агентах» лишь начинал действовать — и сперва многим не понравилась как излишне радикальная. Она основана на том, что государство постоянно подчёркивает: мы вам не мешаем и не запрещаем работать — просто называйте себя при каждом случае «иностранные агенты». Так же, как и евреев формально поначалу ни в чём не ограничивали. Просто требовали не прятаться и быть всегда под рукой, всегда на виду, чтобы каждый прохожий всегда мог знать, еврей ли перед ним, еврейская ли лавочка, еврейское ли ателье.

[:wsame:]

Чем закончилась та история, многие помнят. Пока неизвестно доподлинно, станет ли закон о «нежелательных организациях» настоящим Аушвицем для некоммерческих организаций, но первые кандидаты уже есть: накануне депутат Госдумы от ЛДПР (тот самый, к слову, что предложил сажать на три года за сравнение СССР и нацистского Рейха) уже попросил Генпрокуратуру обратить внимание на пять подозрительных, на его взгляд, структур. Как по совпадению, все они работают именно в сфере мониторинга ситуации с правами человека. Некоторые из них российский Минюст — а затем и российский суд — уже принудил называться «иностранным агентом».

Зачем нужен статус, который присваивают внесудебно, а за непризнание его выносят штраф, если есть статус, который присваивают внесудебно и который является для организации «чёрной меткой» — за ним следуют её закрытие, полная заморозка всех её дел, включая финансовые (ещё до всякого судебного обжалования!), и перспектива штрафов и даже тюремных сроков для всех, кто с ней в той или иной мере сотрудничает и соприкасается? Штука в том, что эти сущности друг друга не дублируют, а частично пересекаются. Примерно как пересекаются ношение жёлтых звёзд — и практика концлагерей. Неловкое предложение СПЧ — как выяснилось, не поддержанное его, Совета, единственным и главным патроном — выглядит именно как предложение миновать стадию ношения жёлтых звёзд и перейти сразу к «окончательному решению вопроса».

[:wsame:]

[:wsame:]

Рубрика: Политика

Поделиться статьей
Рейтинг@Mail.ru Яндекс.Метрика