Ректор "Керосинки": С чего бы давать Украине газ бесплатно?!

Что происходит с ценами на бензин в России и рынком энергоносителей, объясняет ректор РГУ нефти и газа им. Губкина

Фото: Цены на нефть по-прежнему колеблются в районе $50 за баррель // Global Look Press

Что происходит с ценами на бензин и рынком нефти в мире, объяснил Sobesednik.ru ректор РГУ им. Губкина Виктор Мартынов.

Глава Российского государственного университета нефти и газа в большом интервью для Sobesednik.ru рассказал, почему Европа не сможет отказаться от нашего газа и в какие природные ресурсы выгодно продавать именно сейчас.

— Виктор Георгиевич, как бы вы хотели, чтобы складывались дела в нашей нефтегазовой отрасли — чтобы мы больше заключали контрактов с Европой или с Китаем, к который с недавних пор наш основной бизнес-партнер?

— Любой бизнес должен быть диверсифицированным, — отметил в интервью Sobesednik.ru Виктор Мартынов. — Степень диверсификации зависит от конкретной ситуации, от возможностей, поэтому надо развивать отношения с Китаем, который наш большой партнер и нуждается в энергоносителях. У нас запасов энергоносителей гораздо больше, чем мы можем продать в реальности, особенно при том, что в Европе спрос если не снижается, но и не растет. У нас есть возможность продавать больше, и этим надо пользоваться.

— Физически мы не сможем разорвать отношения с Европой, чтобы быть независимыми от них?

— Специально уши отморозить?

[:wsame:]

— Имеем ли мы моральное право не продавать им газ? Они же замерзнут без нас?

— А зачем не продавать? Нам же это тоже выгодно. Зачем нарочно что-то делать? Мы всегда продавали по максимуму, когда могли.

— Даже во времена «железного занавеса»?

— Да, и тогда торговля была. Всем же выгодно.

— Наверное, есть международные правила, согласно которым если у страны нет какого-то ресурса, то остальной мир должен его ей продать? Иначе будет бесчеловечно?

— Нет, это из другой оперы. Бизнес есть бизнес. Моральный фактор — это моральный фактор. Они на разных полюсах обсуждения. Во всяком случае, бесплатного ничего не бывает.

— Если у страны, как порой у Украины, нет денег, чтобы платить, по объективным причинам?

— Почему люди в другой стране должны бесплатно работать, чтобы это ей поставлять? Бесплатных ресурсов не бывает. Тот же газ надо добывать, проводить разведку, строить трубопровода по 3–4 тысячи километров. Это дорогое дело, большие затраты труда, человеческого капитала и энергии. И почему это надо отдать бесплатно?

[:wsame:]

— Просто нашей стране повезло...

— В Африке, например, бананы хорошо растут — тоже повезло. Круглый год, по четыре урожая. А у нас не растут. У кого-то крокодил хорошо ловится и ничего делать не надо. А у нас не ловится. Есть международный товарообмен. У одного много одного товара, а у другого — что-то другое. У каждой страны есть наработки, в чем она сильна. Это называется международное разделение труда. Каждая страна что-то производит, часть оставляет себе, а остальное выдает на мировой рынок. Обмен товаров идет через денежные механизмы, чтобы у всех все было. Бесплатно кого-то содержать — это иждивенчество — потом вообще никто ничего делать не будет: а зачем? Тот, кого содержат, будет рад, а тому, кто работает, это зачем надо? Это подрывает производительность труда. Никто работать не захочет.

[:image:]

— Европа не сможет из вредности отказаться покупать наш газ и нефть?

— Реально — нет.

— Америка не сможет им помочь?

— Старая пословица гласит: за морем телушка полушка, да рубль перевоз. Даже если сланцевый газ дешев, но его нужно доставить до портов через систему трубопроводов, надо сжижать, надо строить метановозы, надо везти через океан. Строить терминалы — это гигантские деньги. Тут уже все построено, можно только договариваться о цене. Мгновенно построить 60 метановозов невозможно. Это займет несколько лет. И гигантские деньги нужно потратить на инфраструктуру. Кто это будет оплачивать?

— Нефть по-прежнему, с конца прошлого года, падает в цене, а цены на бензин все так же растут — почему?

— Сырье упало в цене на мировом рынке, а не внутри страны. Внутренний и внешний рынок — это две разные вещи. На внешнем рынке вы умножаете на доллары, а если доллары перевести в рубли по изменившемуся курсу, то получите то же самое. К зиме спрос повышается. Кроме того, были аварии на нефтеперерабатывающих заводах, остановки, плановые ремонты. И еще — повышение акцизов, то есть налогов. Все это сказывается на цене.

Другие материалы о ситуации на рынке энергоносителей смотрите в рубрике Нефть.

[:wsame:]

Поделиться статьей
Рейтинг@Mail.ru Яндекс.Метрика