Как театры и музеи России внедряют новейшие компьютерные технологии

В России запущен большой IT-проект в сфере культуры. В его основе – романтическая идея: скрестить культуру и технологии

Фото: Global Look Press

Недавно в России запущен большой IT-проект в сфере культуры. В его основе – романтическая идея: скрестить культуру и технологии. 

За «сближение города и деревни» взялась Лаборатория RDI. Digital Russia. Ее директор Алексей Стеблев – виолончелист, композитор и одновременно IT-предприниматель.

Не успеем мы оглянуться, как они возьмут себе на вооружение биометрические системы, геймерские приложения, визуальные системы 3D, онлайн-квесты и увлекут нас в диджитал-эру искусственного интеллекта. Первыми заказчиками диджитал-инструментов стали Третьяковка, Московская филармония, Музей истории ГУЛАГа, БДТ и Пермский театр оперы и балета. 

БДТ и Пермская опера хотят получить систему лояльности. Если для супермаркета это какие-нибудь скидочные карты, то для театра это другая история. Зритель не прочь оставить отзыв, а театр на основе отзывов и посещаемости корректирует свою работу. И тут поможет биометрия – вместо карты или аккаунтов в соцсети, которых нет у 70 процентов театральных зрителей. Решено сделать специальные терминалы: человек после спектакля идет мимо терминала, нажимает пальцем кнопку и слышит: «Привет, Мариванна, хотите отзыв оставить?» Зритель польщен, что его узнали, а система анализирует отзывы. Театр тоже счастлив – он узнал, что Мариванна ходит к ним семь раз в год, и он может ей предложить скидку. 

В Третьяковскую галерею многие ходят раз в жизни. Сходил в детстве, галочку в судьбе поставил, и всё. У Третьяковки 200 тысяч подписчиков в фейсбуке, но они однажды нажали лайк и больше туда не заходят. И, чтобы вовлечь людей в свою орбиту, Третьяковка хочет получить игровое приложение, которое одновременно и развлекало бы, и обучало. Каким оно будет, пока неизвестно, но 15 ноября на культурном форуме в Питере директор Третьяковки Зельфира Трегулова представит, как говорят, бомбовый IT-проект, который коренным образом изменит взаимодействие музея и людей. Он будет связан с блокчейн-технологиями. 

У Московской филармонии, кроме Зала им. Чайковского,  есть четыре зала в Олимпийской деревне. И там проводятся концерты мирового уровня. В Олимпийской деревне живут два миллиона человек, но они плохо ходят на эти концерты из-за стереотипа: настоящий концерт – это в центре. Нужен такой IT-инструмент, который сделает филармонию центром притяжения для жителей, особенно для детей и молодежи. Разрабатывается два варианта. Офлайновый квест с элементами дополненной реальности и игра в соцсетях, приводящая в результате на концерт. 

У Музея истории ГУЛАГа много информации: акты, приказы НКВД и ГПУ, сведения о расстрелянных людях и их палачах, дневники, архивные фото, хроника. Задача – связать все воедино и зримо показать, как это все устроено, какой путь прошел конкретный человек, попавший в эту мясорубку, и проследить его до самого верха – кто отдал приказ. Тут нужна система 3D- или 4D-визуализации, можно надеть специальные очки – и ощутить всю паутину террора, а можно воспользоваться системой онлайн. 

Еще разрабатывается проект цифровых нот. В Венской опере это уже внедряется. Скоро заработает и в России. Представьте, оркестр дает 10 концертов в месяц. Там сто человек, да еще хор. Это тонны разных нот – с пометками каждого музыканта, не говоря уже о концертмейстерах, режиссерах-постановщиках и дирижерах. Все это пишется карандашиком на нотном листе. Библиотекарь это все хранит, носит, но что-то теряется и портится. А если все эти тонны заменит один экран? А если экраны всех музыкантов будут связаны сетью между собой и с партитурой дирижера? Это огромная новация. 

Первые результаты разработок будут представлены 17 ноября на питерском культурном форуме.

* * *

Материал вышел в издании «Собеседник» №42-2018 под заголовком «В театр по отпечаткам пальцев».

Рубрика: Технологии

Поделиться статьей
Рейтинг@Mail.ru Яндекс.Метрика