"Уголовное преследование Павленского и других художников – дурацкое дело", – Максим Кононенко
Журналист Максим Кононенко, комментируя очередную акцию петербургского художника Петра Павленского, который нагой на крыше московской психиатрической больницы отрезал себе ухо, выразил уверенность в том, что власть никак не сможет подействовать на подобного рода проявления
Журналист Максим Кононенко, комментируя очередную акцию петербургского художника Петра Павленского, который нагой на крыше московской психиатрической больницы отрезал себе ухо, выразил уверенность в том, что власть никак не сможет подействовать на подобного рода проявления:
«Я думаю, что власть здесь ничего не может поделать, потому что каждый имеет право сделать со своим ухом всё, что он хочет», — прокомментировал «Собеседнику» очередную акцию Петра Павленского Максим Кононенко.
19 октября известный петербургский художник Пётр Павленский провёл акцию протеста под названием «Отделение»: он, раздевшись донага, забрался на крышу Центра социальной и судебной психиатрии имени Сербского и там отрезал себе мочку уха. Как отметила соратница Павленского Оксана Шалыгина, подобная акция символизирует протест против использования в политических целях психиатрии:
«Вооружаясь психиатрическими диагнозами, бюрократ в белом халате отрезает от общества те куски, которые мешают ему установить монолитный диктат», — объясняет Шалыгина идею художника.
Максим Кононенко считает, что толком привлечь Павленского к ответственности за какое-либо правонарушение нельзя, разве только обратить внимание на его внешний вид: «Павленского могут привлечь за какое-нибудь оскорбление общественной нравственности, поскольку он голым был, когда совершал свою акцию протеста. Но больше ни за что. За ухо — нельзя. Это его право».
Журналист также отмечает, что у российской власти есть опыт столкновения с подобными выходками, ведь Пётр Павленский — не первый, кто занимается такого рода перфомансами: «Не Павленский первым придумал заниматься собственным членовредительством. Это вообще традиция довольно богатая в современном искусстве, в том числе и у нас. Был такой художник, Олег Мавроматти, которого прибили к доске около Берсеневской набережной, после чего его начали преследовать за экстремизм и оскорбление на религиозной почве. Ему сейчас пришлось из страны уехать, и он сейчас живёт в Болгарии, по-моему. Или же как Тер-Оганьян, которого пытались преследовать за то, что он разрубил репродукцию иконы».
[:image:]
1 апреля 2000 года Олег Мавроматти на территории Института культурологии Минкульта РФ провёл акцию «Не верь глазам», цель которой, по словам художника, заключалась в показе настоящий боли, жертвы, «на которых давно спекулирует искусство». Мавроматти сначала привязали к кресту из досок, после чего стомиллиметровыми гвоздями его руки прибили к этому же кресту. После проведения акции против художника хотели возбудить уголовное дело по статье «Разжигание национальной, расовой и религиозной вражды», однако Краснопресненская межрайонная прокуратура отказала в возбуждении уголовного дела.
4 декабря 1998 года Авдей Тер-Оганьян провёл перфомас «Юный безбожник», во время которого публично разрубил топором репродукции православных икон. После этого против акциониста было начато уголовное разбирательство по обвинению в разжигании религиозной вражды. Тер-Оганьян эмигрировал и получил политическое убежище в Чехии.
В целом Максим Кононенко уверен, что государству обращать внимания на подобные поступки не стоит: «Мне кажется, Петра Павленского надо пожалеть. И уголовное преследование и Павленского, и других художников — это, вообще говоря, довольно дурацкое дело. И не дело власти обращать внимание на такие вещи. Это происходит внутри художественного сообщества, там и должно оставаться», — резюмировал журналист.
Заметим, что акция Петра Павленского «Отделение» состоялась после того, как районный суд Санкт-Петербурга в очередной раз отказал художнику в направлении на стационарную судебно-психиатрическую экспертизу. На освидетельствовании Павленского настаивали следователи, которые расследовали дело о хулиганстве: в феврале 2014 года петербургский художник вместе со своими соратниками жёг покрышки в поддержку «Евромайдана» около храма Спаса на Крови в Северной столице.