"Уголовное преследование Павленского и других художников – дурацкое дело", – Максим Кононенко

Журналист Максим Кононенко, комментируя очередную акцию петербургского художника Петра Павленского, который нагой на крыше московской психиатрической больницы отрезал себе ухо, выразил уверенность в том, что власть никак не сможет подействовать на подобного рода проявления

Фото: Петр Павленский // Russian Look

Журналист Максим Кононенко, комментируя очередную акцию петербургского художника Петра Павленского, который нагой на крыше московской психиатрической больницы отрезал себе ухо, выразил уверенность в том, что власть никак не сможет подействовать на подобного рода проявления:

«Я думаю, что власть здесь ничего не может поделать, потому что каждый имеет право сделать со своим ухом всё, что он хочет», — прокомментировал «Собеседнику» очередную акцию Петра Павленского Максим Кононенко.

19 октября известный петербургский художник Пётр Павленский провёл акцию протеста под названием «Отделение»: он, раздевшись донага, забрался на крышу Центра социальной и судебной психиатрии имени Сербского и там отрезал себе мочку уха. Как отметила соратница Павленского Оксана Шалыгина, подобная акция символизирует протест против использования в политических целях психиатрии:

«Вооружаясь психиатрическими диагнозами, бюрократ в белом халате отрезает от общества те куски, которые мешают ему установить монолитный диктат», — объясняет Шалыгина идею художника.

Максим Кононенко считает, что толком привлечь Павленского к ответственности за какое-либо правонарушение нельзя, разве только обратить внимание на его внешний вид: «Павленского могут привлечь за какое-нибудь оскорбление общественной нравственности, поскольку он голым был, когда совершал свою акцию протеста. Но больше ни за что. За ухо — нельзя. Это его право».

Журналист также отмечает, что у российской власти есть опыт столкновения с подобными выходками, ведь Пётр Павленский — не первый, кто занимается такого рода перфомансами: «Не Павленский первым придумал заниматься собственным членовредительством. Это вообще традиция довольно богатая в современном искусстве, в том числе и у нас. Был такой художник, Олег Мавроматти, которого прибили к доске около Берсеневской набережной, после чего его начали преследовать за экстремизм и оскорбление на религиозной почве. Ему сейчас пришлось из страны уехать, и он сейчас живёт в Болгарии, по-моему. Или же как Тер-Оганьян, которого пытались преследовать за то, что он разрубил репродукцию иконы».

[:image:]
1 апреля 2000 года Олег Мавроматти на территории Института культурологии Минкульта РФ провёл акцию «Не верь глазам», цель которой, по словам художника, заключалась в показе настоящий боли, жертвы, «на которых давно спекулирует искусство». Мавроматти сначала привязали к кресту из досок, после чего стомиллиметровыми гвоздями его руки прибили к этому же кресту. После проведения акции против художника хотели возбудить уголовное дело по статье «Разжигание национальной, расовой и религиозной вражды», однако Краснопресненская межрайонная прокуратура отказала в возбуждении уголовного дела.

4 декабря 1998 года Авдей Тер-Оганьян провёл перфомас «Юный безбожник», во время которого публично разрубил топором репродукции православных икон. После этого против акциониста было начато уголовное разбирательство по обвинению в разжигании религиозной вражды. Тер-Оганьян эмигрировал и получил политическое убежище в Чехии.

В целом Максим Кононенко уверен, что государству обращать внимания на подобные поступки не стоит: «Мне кажется, Петра Павленского надо пожалеть. И уголовное преследование и Павленского, и других художников — это, вообще говоря, довольно дурацкое дело. И не дело власти обращать внимание на такие вещи. Это происходит внутри художественного сообщества, там и должно оставаться», — резюмировал журналист.

Заметим, что акция Петра Павленского «Отделение» состоялась после того, как районный суд Санкт-Петербурга в очередной раз отказал художнику в направлении на стационарную судебно-психиатрическую экспертизу. На освидетельствовании Павленского настаивали следователи, которые расследовали дело о хулиганстве: в феврале 2014 года петербургский художник вместе со своими соратниками жёг покрышки в поддержку «Евромайдана» около храма Спаса на Крови в Северной столице.

 

 

Рубрика: Политика

Поделиться статьей
Рейтинг@Mail.ru Яндекс.Метрика