Председатель Правления Евразийского банка развития Андрей Бельянинов: "От доллара надо бежать!"
Интервью Председателя Правления Евразийского банка развития Андрея Бельянинова
- Андрей Юрьевич, выступая во Владивостоке на Восточном экономическом форуме, президент России Владимир Путин заявил, что переход на международные расчеты в национальных валютах – «это не политическое задание, это экономическая задача». В тот же день в Страсбурге председатель Еврокомиссии Жан-Клод Юнкер призвал сделать евро реальным соперником доллара в качестве мировой резервной валюты. Накануне Die Welt оценила «стратегический план Путина» прощания с долларом. Что происходит?
- Действительно, уход от покупок американских облигаций и наращивание золотого запаса в России воспринято на Западе, как план по защите от доллара в условиях санкций. Так или иначе, но доллар используется американцами, как оружие. От оружия нужно защищаться. Золото – идеальная защита. Золото печатается государством и не имеет политических рисков. Сейчас мы на пятом месте в мире по величине золотых запасов. У нас 17 процентов всего мирового золота.
- Люди это почувствовали?
- Люди почувствовали, что от доллара надо избавляться. Например, на пространстве ЕАЭС в валютной структуре переводов физических лиц доля доллара снижается. Даже валютный кризис 2014-2015 годов привёл лишь к кратковременному перелому тенденции увеличения роли рубля. С 2016 года российский рубль – главная валюта на пространстве СНГ (более 50%) и на рынках стран ЕАЭС (более 60%). В Таджикистане, кстати, вообще более 80%. Рубль, правда, используется в основном для мелких переводов, однако, и признанные резервные валюты, – доллар, евро, – используются лишь в четверти взаимных торговых расчётов стран ЕАЭС. То есть, 75% представлено национальными валютами, конечно, с доминирующей ролью российского рубля.
- По сообщению, опубликованному на сайте вашего банка, вы вообще стремитесь полностью перевести взаимные обязательства и платежи на пространстве ЕАЭС в национальные валюты?
- Да, на это направлен ряд инициатив, целая программа. Это и кредитование в нацвалютах, и создание условий для взаимных обязательств и платежей в нацвалютах… Предстоит ещё большая работа. Ведь доллар въелся буквально в поры нашего финансового организма. Это немного напоминает то, как английский стал языком международного бизнеса. Я не раз наблюдал, как китайские бизнесмены в беседах со своими немецкими или французскими коллегами, говорят по-английски. В мире сложилось убеждение, что доллар безопасен, надежен и легко обменивается.
- Это точно, однако, наш министр иностранных дел Сергей Лавров недавно предположил, что дни американского доллара как мировой резервной валюты могут быть сочтены… Moody’s также прогнозирует снижение использования доллара в мировой торговле.
- Американцы постоянно используют свою валюту в качестве инструмента глобальной угрозы. Естественно это подорвало доверие к доллару в мире. Теперь суверенные страны разрабатывают планы альтернативных средств расчетов, союзы намерены создать новую международную платёжную систему. Такие обсуждения проходят и в БРИКС, и в Европе. Но тут нужно действовать чрезвычайно осторожно. Гениальность доллара в том и заключается, что, возможно, именно этого сейчас и ожидают американцы.
- Почему?
- Причина проста – торгующие нации во всем мире должны накапливать доллары для того, чтобы использовать их в торговле друг с другом. Когда Китай покупает нефть у Ирана, он платит в американских долларах. Поэтому получается так, что больше долларов уходит из Соединенных Штатов, чем приходит, и там возникает большой дефицит по текущим операциям. С другой стороны, доллар в качестве международной резервной валюты создает ситуацию, которая позволяет зарабатывать правительству Соединенных Штатов ровно из-за того, что все эти доллары обращаются за границей. Напечатать деньги почти ничего не стоит. Однако Китай, Индия, Россия и все остальные в мире оплачивают товарами и услугами полную цену, потому что используют американские деньги.
Поэтому всё больше стран даже не затронутых американскими санкциями будут уходить от доллара, как сказал Сергей Лавров, и полагаться на более надежных, более договороспособных партнеров с точки зрения использования их валюты.
- Министр промышленности и торговли Денис Мантуров тоже недавно заявил, что Россия рассматривает переход на расчеты в национальных валютах как ответ на новые санкции Соединенных Штатов против России.
- Да, глава Минпромторга подчеркнул, что риски из-за новых американских санкций связаны в первую очередь с поставкой российских товаров на рынки третьих стран.
Это, я вам скажу, очень чёткое решение. Со своей стороны могу добавить, что согласно данным ЕЭК, на пространстве ЕАЭС на протяжении последних пяти лет уже наблюдается снижение доли доллара в торговых операциях. В объеме взаимных расчетов за товары и услуги между государствами – членами ЕАЭС доля платежей в долларах США снизилась почти в два раза – с 30% в 2013 году до 18,3% по итогам 2017 года. И этот процесс несомненно продолжится.
Осознание необходимости уйти от использования доллара во взаимной торговле и скорейшего перехода на расчёты в национальных валютах с использованием национальных платёжных систем уже наступило. Независимость от угроз со стороны США, злоупотребляющих своей финансовой гегемонией в мире, значительно подкрепилась бы открытием, например, китайского финансового рынка для российских заёмщиков, а также созданием совместных специализированных банков и институтов развития. Пока этому препятствует инерция долларовых взаиморасчётов. Объём операций в национальных валютах остаётся недостаточным для формирования устойчивого рынка. При этом со стороны регуляторов созданы необходимые условия для открытия счетов в национальных валютах и использования национальных платёжных систем для осуществления операций. Если, скажем, продажу российской нефти, поставляемую в Китай, перевести на рубли, а импорт китайской продукции на юани, то мы бы получили серьёзный импульс для перехода во взаимной торговле на национальные валюты.
Минфин России считает, что радикальный прогресс в дедолларизации возможен через полтора-два года. Так оно скорее всего и будет. Кроме того, мне представляется, план по отказу от доллара, изложенный главой ВТБ Костиным, имеет хорошую перспективу на реализацию.
- Понятно, что развитие протекционизма может снизить потенциал внешней торговли и экспорта для всех стран, не только для России. В этих условиях одним из способов компенсации такого рода негативного влияния является продолжение курса на экономическую интеграцию и взаимодействие между государствами. Как видите, мы внимательно читаем ваши комментарии.
- Спасибо! США развязали откровенную торговую войну в мировой экономике, идёт жёсткий обмен санкциями. И надо сказать, американцы весьма преуспели в защите собственной экономики. Делают это они любыми способами от многомиллионных штрафов до санкций. Под защитные действия подведены различного рода правовые акты и законы, которые позволяют легко наказывать любую зарубежную компанию или страну. На службу поставлена и разведка США, и доллар США. Они могут перехватывать любые сообщения в интересах национальной безопасности или вводить санкции против любого предприятия или государства лишь на том основании, скажем, что они ведут торговлю в американских долларах.
Кстати, мы чуть было не стали участниками Бреттон-Вудской системы, когда 730 представителей из 44 государств, участников антигитлеровской коалиции в июле 1944 года на одноимённом американском курорте договорились о развитии международных валютных и финансовых отношений по окончании войны. Коммюнике конференции советская делегация подписала, со всеми решениями согласилась, однако, впоследствии СССР не ратифицировал документы Бреттон-Вудской конференции. Кажется, тогда мы плохо себе представляли вообще что происходит в мире финансов и были сосредоточены на достижении победы в войне. А к 1945-му, вероятно, Сталину стало ясно, что членство в МВФ и МБРР может нанести Советскому Союзу непоправимый урон.
Как известно, на смену принятой тогда международной валютной системе в 1976 году пришла Ямайская валютная система, при которой курсы валют устанавливаются не государством, а рынком. Для неё характерно постоянное колебание обменных курсов, а также официальная отмена золотого стандарта и паритета. То есть, отменена привязка валют к золоту, как для внутренних, так и для международных операций. С тех пор много воды утекло. И денег. Теперь вот начались консультации о принципах новой мировой валютной системы. Об этом говорили на саммите G-20 в Лондоне и, так называемом, Антикризисном саммите G-20. Нам надо определиться, под чью дудку плясать: под собственную мелодию или под рваный ритм американского регтайма. Сейчас ясно, что от доллара надо бежать!