Евгений Ясин: В бюджете все стабильно, но где подъем?
Источник роста на самом деле – это серьезная активность бизнеса, но ее пока не наблюдается. И не будет наблюдаться, пока не проведут необходимые реформы
Экономист Евгений Ясин – о проекте нового государственного бюджета России.
В минувшую пятницу проект бюджета, одобренный правительством, поступил в Госдуму. На будущий год ожидают порядка 15 трлн руб. дохода и заложили чуть более 16,5 трлн руб. расходов. То есть дефицит – 1,5 трлн руб. Инфляцию ожидают 4%. Более трети средств распланировано на социальную сферу, чуть менее трети – на национальную оборону, на третьем месте – расходы на национальную экономику. Надо отметить, что, хотя процентные цифры изменились несильно, в денежном выражении суммы стали меньше: в прошлом году на социалку ушло почти 5 трлн руб., а в будущем планируется 4,86 трлн. Превысить 5 трлн планируется лишь через три года. Урежут расходы на культуру и кино (минус 10%).
Я считаю, что бюджет сделан очень квалифицированно. Он исходит из реальности, поэтому-то он и хорош. Не увеличены заметно расходы, некоторые статьи, напротив, сокращены, умеренный, приемлемый дефицит... В общем, этот бюджет обеспечивает стабильность (в некотором смысле – стагнацию). Ожидается небольшой рост (1,7–2%).
Также очевидно, что ЦБ и бюджет – это единое целое. Финансовая сфера сегодня находится в приличном состоянии, и я думаю, что инфляция будет даже ниже запланированных 4%. Плюс довольно высокая ставка ЦБ – 8,5% – останавливает желание печатать деньги (выброшенные на внутренний рынок, они неизбежно поднимут уровень инфляции). Также понятно, что ЦБ не будет пускаться в авантюры ради усиления роста и что бюджет исходит из необходимого минимума. При этом создает почву и условия для экономического подъема. А вот кто будет обеспечивать этот подъем, это уже не дело ЦБ.
Впрочем, у меня такое ощущение, что наши лидеры думают, будто эти ребята и сделают подъем. Но это не так. 1,7–2% роста – хорошо, но очень мало для прорыва. А источник роста на самом деле – это серьезная активность бизнеса, но ее пока не наблюдается.
И не будет наблюдаться, пока не проведут необходимые реформы – судебной системы (сегодня она, можно сказать, «висит» на правоохранительных органах), местного самоуправления (сегодня имеющего мало рычагов для управления); остро нужна реформа системы оплаты труда и пенсионной системы... Рано или поздно мы неизбежно должны на это пойти.