Олег Шеин: "Минимальная зарплата должна быть минимум 18-19 тысяч рублей"
О том, что надо делать, чтобы доходы выросли не только у чиновников, но и у простых граждан, мы спросили у Олега Шеина
Неделю назад вице-премьер Татьяна Голикова высказалась в том духе, что та зарплата, которая в России считается средней (47,9 тысяч руб./мес.), на самом деле маленькая. Да ладно! Неужели чиновники наконец это сами заметили? И это при том, что у подавляющего большинства россиян оклады не дотягивают до этой «маленькой» суммы. Вице-премьер пообещала, что правительство постарается вдвое снизить бедность в стране к 2024-му. Ну-ну.
О том, что надо делать, чтобы доходы повысились не только у чиновников, но и у простых граждан, Sobesednik.ru попросил поразмышлять депутата Госдумы Олега Шеина.
– В последнее время все разговоры о низких зарплатах заканчиваются планами повышения МРОТ. А много ли зависит от размера минимальной заработной платы (МРОТ)?
– То, что зарплаты в России крайне низкие, знают все. Российская минимальная зарплата даже по индексу покупательной способности занимает 79-е место в мире. При этом наша экономика (в расчете на душу населения) занимает в мире примерно 50-е место. То есть, очевидный существенный разрыв между уровнем развития экономики и заработными платами.
Очевидно также, что при существующем уровне экономики люди могут получать намного бОльшую заработную плату.
– Так почему бы просто ее не повысить?
– Нефтегазовая эпоха заканчивается – сегодня это уже понимают все без исключения, в том числе и менеджеры «Газпрома», «Лукойла», «Роснефти», не говоря уже о правительстве, – и возникает вопрос: за счет чего жить стране?
Внешний экспорт для нас затруднен, потому что мы не конкурентоспособны по товарам, имеющим высокую прибавочную стоимость. По крайней мере, не так конкурентоспособны, как это было бы надо. За границей покупают нашу нефть, газ, древесину, металлы… Но, скажем, российские машины, оборудование, текстиль имеют там недостаточный рынок сбыта. Остается внутренний рынок сбыта. Но, если зарплата никакая, внутренний рынок тоже никакой. В этих условиях единственная возможность поддержать и экономику, и людей – это, конечно, повышение зарплаты.
Какие инструменты традиционно для этого используются? Это, конечно, размер минимальной заработной платы – это может быть часовая ставка, это может быть месячная минимальная оплата труда...
МРОТ в России рассчитывается по потребительской корзине – исходя из того, чтобы граждане не умерли. А в Евросоюзе есть правило, утвержденное Европейской социальной хартией, о том, что размер МРОТ должен составлять порядка 40% от средней зарплаты по стране. Стало быть, если сегодня мы в России считаем среднюю зарплату в 47,9 тысяч рублей, то минимальная зарплата должна быть порядка 18-19 тысяч.
Разумеется, МРОТ является неким катализатором и для роста средней зарплаты. Этот инструментарий надо использовать активным образом.
– Поможет ли увеличить доходы граждан переход к прогрессивной шкале подоходного налога? Ведь логично было бы отменить 13% НДФЛ для самых бедных, а богатым увеличить его в несколько раз. Но президент недавно объявил 15% для тех, кто получает больше 5 млн рублей в год. Получилось ни то, ни сё…
– Смысл прогрессивного подоходного налога – не фискальный. Он нужен не для того, чтобы найти деньги в бюджете. Для бюджета России налогообложение в 15% одного процента людей с зарплатой в 5 млн в год дает 60 млрд рублей. Это всего лишь 0,2% от российского консолидированного бюджета в 30 трлн.
Смысл прогрессивного подоходного налога заключается в том, чтобы уменьшить неравенство, развить социальные лифты и исключить возможность формирования потомственной имущественной аристократии. Поэтому очевидно, что шкала прогрессивного налога может быть гораздо более решительной. Я напомню – в Великобритании, или в Штатах верхняя ставка подоходного налога достигала 95-97%. Это было до Рейгана, до Тэтчер. Потом ставки уменьшились, но все равно верхняя планка составляет около 40-60%, а не 15%.
Что касается освобождения от уплаты НДФЛ бедных граждан. Надо иметь в виду, что в России этот налог зачисляется в местный бюджет. И если мы просто освободим низкооплачиваемых работников от налогов, то мы обанкротим бюджеты сельсоветов, малых поселков, городов и т.д.
На мой взгляд, здесь возможен механизм, по смыслу освобождающий людей от подоходного налога, но технологически другой: возмещение. То есть, гражданин платит НДФЛ в бюджет своего родного города, но (чтобы человек при этом не испытывал нагрузки), ему эти деньги компенсируют и зачисляют на карту из федерального бюджета. Так, к примеру, работает система коммунальных субсидий и некоторых иных льгот многодетным, инвалидам, ветеранам труда.