Андрей Мовчан: заражена ли экономика коронавирусом?
Экономист Андрей Мовчан — о том, стоит ли мировая экономика перед глобальной катастрофой из-за коронавируса
Вирус продолжает наступать, теперь и на Европу (много заболевших в Италии, Швейцарии). 25 февраля фондовый рынок пережил серьезный обвал, Nissan собирается приостановить работу на половине своих заводов в мире из-за сложностей с поставками автокомпонентов из Китая... Такие новости приходят чуть ли не каждый день. Стоит ли мировая экономика перед глобальной катастрофой?
На мой взгляд, вероятность того, что коронавирус в итоге может представлять угрозу глобальной экономике, есть. Но на данном этапе паниковать по этому поводу не стоит.
Сейчас от костра, который в Китае слегка притушили, искры успели попасть в разные места. И теперь маленькие костры будут появляться в разных точках мира. Считаю, вспышка в Италии все же не так страшна, как тот факт, что коронавирус попал в Иран. Мы не знаем, что там сейчас будет происходить. Иран, слава Богу, закрытая страна. Саудовская Аравия закрывает проход паломников, да и сам Иран потихоньку закрывает сообщение... Возможно, там все серьезно, но Иран мало влияет на мировую экономику.
Проблема в том, что мы не понимаем, что будет происходить с этим вирусом дальше. Теоретически он очень контагиозный – он очень хорошо заражает людей.
Сейчас много статистики, и вся она не очень точная. Единственное, на что можно опираться: соотношение количества выздоровевших и умерших. Цифра держится все еще на уровне 10%. А смертность на уровне 10% – это очень много. И если это соотношение сохранится, планета потеряет 50 млн человек. С точки зрения экономики это много. Это глобальный кризис и худший из возможных сценариев. Но, как мне представляется, он маловероятен.
Думаю, самое вероятное развитие событий может быть таким. Мы получим в общей сложности 300–400 тысяч заболевших, из них 2–3% умерших. То есть 6–8, может быть, 10 тысяч человек. Это немного по сравнению в другими заболеваниями (от кори умирают в 10 раз больше). Глобально это не катастрофа для экономики.
И постепенно к середине лета, к жаре и сухости (ведь сейчас он в основном в Северном полушарии) вирус по идее должен сойти на нет. Плюс в течение полугода скорее всего появится вакцина. И все это закончится. Таков базовый сценарий.
Но могут быть разные варианты.
Если, скажем, вирус начнет распространяться по Африке – это будет очень плохо. Так же опасно, если он попадет в российскую провинцию, где у нас нет ни средств диагностики, ни необходимого количества койко-мест, ни даже нормальных тепловизоров, ни достаточно подготовленных врачей.
Да, мы можем 50 человек вывезти из Ухани и разместить в пансионате. Но уже сейчас люди, прилетающие из зараженных мест, рассказывают: они спрашивают, где сдать анализ на коронавирус, а их отправляют в поликлиники за направлением. Такое отношение, на мой взгляд, в случае чего может привести лишь к расширению географии вируса.
***
Материал вышел в издании «Собеседник» №8-2020 под заголовком «Чем больна экономика»