Как отказаться от навязанных банком услуг

Можно ли избавиться от недобросовестной продажи финансовых продуктов без должного информирования потребителя?

Навязанные услуги – мало кому из россиян удалось ни разу не встретиться с этим явлением. Кто-то попадается, кто-то вовремя замечает подвох и отказывается... А можно ли вовсе избавиться от мисселинга?

С вас – деньги, менеджеру – комиссионные

Мисселинг – недобросовестная продажа финансовых продуктов без должного информирования потребителя. Другими словами, когда банк вам продает не ту финансовую услугу, которую вы хотели бы получить.

– К примеру, вместо вкладов могут предложить паи ПИФов, инвестиции в ценные бумаги, в том числе в облигации и векселя самого банка или «дружественных» организаций, договоры негосударственного пенсионного обеспечения, – перечисляет набор мисселинга Александра Львова, ведущий экономист экономического управления ГУ Банка России по ЦФО. – Также в банке могут навязать сопутствующие услуги – страховку, дополнительные карты, юридическое обслуживание и т.д. Банки часто выступают агентами страховых, юридических, брокерских компаний, НПФ и т.д. За их продажу менеджеры получают комиссионные.

Снимайте галочки

С жалобой в ЦБ не так давно обратилась пенсионерка из Подмосковья. Она попросила свой банк перенести срок платежа по кредиту, а вместо этого ей навязали другой кредит, условием получения которого стало приобретение банковской карты стоимостью 40 тыс. руб. (годовое обслуживание), полиса страхования жизни на сумму более 50 тыс. руб., программы юридической помощи и детской карты.

– К мисселингу относятся и так называемые предпроданные услуги, – предостерегает Львова. – То есть услуги, которые автоматически включены в договор якобы по умолчанию, хотя клиенту это было совсем не нужно. А все дело в том, что галочки в соответствующих графах договора уже стоят, и клиент почему-то сам должен догадаться, что их можно снять и не платить за лишние услуги.

Совет

Внимательно читайте договор и не верьте на слово менеджеру банка. Если договор вами подписан, это означает, что вы ознакомились со всеми рисками и готовы их принять. В таком случае доказать, что вас ввели в заблуждение, будет невозможно.

«Это незаконно»

Сегодня многие банки, выдавая кредит на покупку автомобиля или ипотеку, в договоре имеют пункт о том, что в случае, если ЦБ поднимет ставку, банк считает себя вправе повысить ставку и вам. Размер увеличения ставки ЦБ, при котором наступает это условие, в договорах не указан. Нас уверяют: они никогда не пользуются этим. При этом просьба исключить данный пункт из договора встречает отказ банка, клиентам говорят: тогда мы вообще не выдадим вам кредит.

– В законе «О банках и банковской деятельности» оговорено: банк не может в одностороннем порядке увеличить ставку по кредиту при изменении ключевой ставки Банка России, если заключает договор с физлицом, – объясняет Львова. – А значит, включение подобного условия в договор незаконно.

Или страхуйся, или повысим ставку!

Каждый, кто брал кредит, знает: берешь в довесок страховку – ставку понизят. Не возьмешь – будешь платить больше. Это навязанная услуга или нет?

– Страховка – вещь разумная, – говорит Львова. – Если с заемщиком что-то случится, кредит банку выплатит страховая компания. Кроме того, банк в принципе вправе сам назначать цену своему продукту: со страховкой меньше рисков, меньше и ставка.

Тут важно, уверяет эксперт, чтобы потребитель четко понимал: он сам добровольно соглашается на страховку, оценив все риски.

Несколько иная ситуация возникает, когда клиент, привлеченный большими процентами, хочет разместить средства на депозит, а ему навязывают продажу полиса инвестиционного страхования жизни (ИСЖ – это комбинация классического страхования жизни и инвестиционного продукта).

– ИСЖ часто навязывают клиентам, не информируя полностью о продукте, – говорит Львова. – Это  тоже пример мисселинга. Клиент вправе знать: ИСЖ не вклад. Инвестиционный доход не гарантирован, вложенные клиентом деньги государством не страхуются.

Куда жаловаться

Если клиент недоволен взаимоотношениями с финансовой организацией, а на предъявленные претензии она не отвечает, на нее можно и нужно жаловаться, в том числе в ЦБ:

  • Через интернет-приемную ЦБ на сайте www.cbr.ru (необходимо прикрепить документы).
  • Письмом по адресу: ул. Неглинная, 12, Москва, 107016.

* * *

Материал вышел в издании «Собеседник» №45-2019 под заголовком «Как отвязаться от навязанных банком услуг».

Поделиться статьей
Рейтинг@Mail.ru Яндекс.Метрика