Новости дня

18 октября, пятница













































Ваши права. Кто заплатит за сломанные и разбитые товары в магазине

00:04, 13 октября 2019
«Стольник» №10-2019

Фото: depositphotos
Фото: depositphotos

Бывают случаи, когда покупатель нечаянно портит или разбивает товар, к примеру, случайно задев витрину. Необходимо ли в таком случае возмещать стоимость товара?

На вопрос отвечает юрист Олег Рабушенко:

Нужно отметить, что закон «О защите прав потребителей» данный моменты не рассматривает. Поэтому при разрешении данной ситуации следует руководствоваться Гражданским кодексом РФ, в частности, статьями 211 «Риск случайной гибели имущества» и 1064 «Общие основания ответственности за причинение вреда».

В соответствии со статьей 211 ГК РФ, риск случайной гибели или случайного повреждения имущества несет его собственник, если иное не предусмотрено законом или договором. До момента оплаты и выдачи чека собственником товара считается магазин, следовательно, именно он отвечает за риск случайной порчи товара.

Исходя из анализа норм ГК РФ, покупатель может считаться невиновным, если докажет, что проявил достаточную осмотрительность, которая требовалась от него в конкретном случае, и принял все возможные меры для предотвращения вреда. По общему правилу отсутствие вины исключает наступление ответственности. В то же время за умышленное уничтожение или повреждение чужого имущества покупателю отвечать придется.

Олег Рабушенко

На практике покупателя могут посчитать виновным, если, например, он взял в руки товар и по неосторожности выронил и разбил его; если к порче товара привело неадекватное поведение в торговом зале (бег, драки, нахождение в состоянии алкогольного опьянения и т.д.); покупатель намеренно разбил тот ил иной товар. В этих случаях причиненный ущерб придется возместить в полном объеме.

Покупатель наверняка сможет доказать свою невиновность, если:

  • в торговом зале узкие проходы, не отвечающие нормам, либо они заставлены коробками, «горками» из товара;
  • товар расположен на стеллаже неустойчиво, так, что при изъятии одной банки разрушается вся «конструкция»;
  • в магазине мокрый пол, и товар испорчен из-за падения покупателя;
  • товар разбился, упав с ленты на кассе и т.п.

В этих случаях вина полностью лежит на магазине. Но в любом случае, если покупатель не согласен со своей виной, существует единый способ заставить его оплатить разбитый товар: в судебном порядке доказать, что человек нанес ущерб умышленно.

Поделитесь статьей:


Колумнисты






^