Рубль: свободное плавание или поддержка курса? Мнение Евгения Ясина
ЦБ принял сразу несколько решений, поддерживающих курс рубля: повысил ставку и отказался от закупки валюты до конца года
Центральный банк России принял сразу несколько решений, поддерживающих курс рубля: повысил ставку и отказался от закупки валюты до конца года.
Сначала решение о приостановке закупок валюты было принято на месяц – до сентября. Но позже ЦБ продлил мораторий до конца года.
Глава ЦБ Эльвира Набиуллина пояснила это решение так: «В августе произошло изменение геополитических факторов, возросла неопределенность относительно санкций против России. Возросшие геополитические риски наложились на отток капитала из развивающихся стран».
Курс рубля начал стремительно падать, достигнув двухлетнего минимума. Прогнозы по инфляции повысились: если раньше по итогам года ожидалось порядка 3,5–4%, то сейчас называются уже иные цифры – 3,8–4,2%. А в 2019-м – 5–5,5%. Такие данные были опубликованы в сентябре.
На дворе октябрь, и ситуация мало в чем изменилась. Напомню: бюджетное правило предполагает, что рублевые доходы бюджета, полученные от превышения цены нефти в 40,8$ за баррель, направляются на приобретение валюты. Объемы закупок устанавливаются ежемесячно.
Это положение действует с февраля 2017-го. До 23 августа ЦБ закупал валюту для Минфина на внутреннем рынке. Теперь Минфин закупает валюту у ЦБ напрямую. Вот, собственно, и все изменения. Правда, нельзя не отметить: решение ЦБ о прекращении покупки валюты несколько поддержало рубль.
Но вопрос, который возникает у многих, выглядит иначе: неужели положение рубля (да и ситуация в целом) настолько сложное, что ЦБ отказывается от решения пустить рубль в свободное плавание? И почему нынешняя ситуация кажется серьезней той, что сложилась в конце 2014-го, когда произошел обвал рубля, а ЦБ все же ограничил объем внутренних интервенций валюты, фактически отпустив рубль в свободное плавание?
Согласен, тогда ситуация была гораздо более сложной. Но она и сейчас весьма серьезная и требует прямых воздействий со стороны ЦБ. Те меры, которые сегодня предпринимает Центробанк, не лишены оснований. Нельзя сказать, что эти действия непременно принесут желаемый эффект. Но я доверяю Набиуллиной – до сих пор она очень грамотно выстраивала политику ЦБ.
Вообще-то дело даже не в том, более сложная ситуация сегодня по сравнению с той, что сложилась в конце 2014-го, или нет. Дело в том, что сегодня у всех участников процесса есть четкое ощущение: требуются дополнительные меры. А ЦБ РФ – организация достаточно авторитетная не только в России, но и в мире. И его шаги в значительной степени будут влиять на большинство участников финансового рынка.
Ну и последнее. Некоторые эксперты связывают последние шаги ЦБ на укрепление рубля с объявленным правительством курсом на дедолларизацию. Я так не думаю. Курс на дедолларизацию – не более чем объявленное желание. Стремление что-то принять. Не более того. По крайней мере пока.
* * *
Материал вышел в издании «Собеседник» №40-2018.