Бюджет-2017: как федеральный пирог поделили между регионами
Sobesednik.ru узнал, как правительство намерено поделить 615 млрд рублей из федерального бюджета на 85 субъектов РФ
Sobesednik.ru узнал, как правительство намерено поделить 615 млрд рублей из федерального бюджета на 85 субъектов РФ.
Большая разница
Раздать всем регионам по серьгам в 2017-м снова не получилось. Бюджетные деньги распределены крайне неравномерно. К примеру, дагестанские власти получат от правительства более 52 млрд руб., а Республика Коми – всего 295 млн. В 176 раз меньше!
Быть может, при дележе исходят из численности населения того или иного региона? Но, к примеру, на одного жителя Ярославской области из федерального бюджета выделяется 449 руб., а в Якутии – более 38 тыс. на нос. Выходит, якут кабмину милее ярославца почти в 85 раз?
Неравномерность в распределении дотаций между другими субъектами РФ старший научный сотрудник Института экономической политики им. Гайдара Сергей Жаворонков объясняет умением или, наоборот, неспособностью губернаторов договариваться с Москвой.
– Мне известно о случаях, когда представители региональных властей специально ездили в Минфин договариваться. И в итоге добивались даже принятия «под них» рассчитанной формулы распределения денег, – рассказал Жаворонков.
Порочность системы
Проблему экономист видит в том, что решения о выделении «грантов» регионам принимаются «под ковром». Отсутствие публичной дискуссии по этим вопросам и делает возможным в итоге подобный дисбаланс, который вызывает возмущение у парламентариев от обделенных регионов, невзирая на их политическую принадлежность.
Так, член Совета Федерации от Псковской области Александр Борисов (ЕР) назвал методику распределения денег в зависимости от нужды порочной.
– Получается, чем больше у тебя долгов, тем больше вероятность того, что ты получишь государственную дотацию, – заявил сенатор.
Депутат ГД Александр Козловский (ЕР) считает, что наступила пора пересмотреть бюджетные отношения между федеральным центром и субъектами. Он требует равноправия, и его можно понять: бедной Псковской области планируется пожертвовать всего 3,6 млрд руб., в то время как Камчатскому краю, где проживают на 300 тыс. человек меньше, – более 37 млрд.
Особый случай
В довершение ко всему кабмин выделил в элитную группу три российских субъекта: Чечню, Крым и Севастополь. Помимо трансфертов на общих основаниях, им решено перечислить дополнительные деньги на «сбалансированность бюджетов». Решение было принято после того, как глава Чечни Рамзан Кадыров в довольно резкой форме раскритиковал предложение Минфина урезать траты на республику.
В итоге финансирование Чечни (без учета различных субсидий и субвенций, которые ей полагаются наряду с другими регионами) составит 44,4 млрд руб. – примерно на уровне текущего года.
Жаворонков думает, что в данном случае речь идет об ущемлении интересов одних регионов в пользу других, исходя из политической конъюнктуры.
– Можно говорить о «покупке» элиты Северного Кавказа. Ее лояльность будет нужна в случае неприятных событий в России, – сказал Жаворонков Sobesednik.ru. – Что касается Крыма, то здесь стоит задача подтягивания его социально-экономического уровня до среднероссийских показателей.
Бедность и честность наказуемы
– Есть два основных вида финансирования регионов из центра: дотации и помощь в рамках госпрограмм. На дороги, к примеру, – объясняет гендиректор Института региональных проблем Дмитрий Журавлев. – Меньше дотаций обычно получают те субъекты, которые самостоятельно записали в местные бюджеты значительные расходы на социальные статьи. Получается, что излишняя честность наказуема: деньги федеральная власть дает как раз тем, кто говорит, что им на социалку не хватает.
Что касается участия в гос-программах, то и тут эксперт видит несуразность:
– Госфинансирование зависит от умения его добиваться – писать правильные программы, постоянно напоминать о себе в Минфине. И получается так, что средства достаются не тем, кто в них больше всего нуждается, а богатым регионам. Только они могут позволить себе держать в Москве специальный аппарат для выбивания денег.
Судя по всему, власти Республики Коми, Еврейской АО, Ярославской, Новгородской и Калининградской областей, которым в 2017-м будет выделено меньше всего денег, страдают из-за своей скромности.
В зоне риска
Консолидированные бюджеты всех субъектов в два раза меньше федерального, поэтому регионы в огромной степени зависят от помощи центра, в особенности дотационные, указывает Журавлев. Причем последних с каждым днем становится все больше. К примеру, еще совсем недавно Самарская область считалась регионом-донором, а сегодня уже перешла в категорию дотационных.
– Решение принято – регионам будут помогать меньше. Того счастья, которое было в 2009-м, не будет. Тогда помогали широкой лопатой, – полагает директор региональной программы Независимого института социальной политики Наталья Зубаревич. И предупреждает: из-за сокращения федеральных трансфертов в зоне риска оказываются регионы, где они составляют значительную долю.
Бюджетная система в России устроена так, что деньги из регионов стекаются в Москву, а потом возвращаются. Но не всегда тем, у кого забирались. При этом вопрос, на что они тратятся, практически никогда не задавался. Однако по мере углубления экономического кризиса и сокращения бюджетного пирога можно ожидать и роста напряженности вокруг его распределения.
Кстати
В федеральном бюджете 2017 года расходы по разделу «Общегосударственные вопросы» (обеспечение деятельности президента, правительства, губернаторов и других органов власти – 1,1 трлн руб.) вдвое превышают совокупные расходы на образование и здравоохранение. В это же время траты казны на дошкольное образование сократятся в 2017 году на 47,7% по сравнению с 2016-м.
[:wsame:][:wsame:]