Нефтяной картель ОПЕК и России обречен развалиться?
Экономист Максим Осадчий рассказал Sobesednik.ru, зачем нужно соглашение России и стран ОПЕК о заморозке добычи нефти
Экономист Максим Осадчий рассказал Sobesednik.ru, зачем нужно соглашение России и стран ОПЕК о заморозке добычи нефти.
16 февраля стало известно о договоренности между Россией и странами — экспортерами нефти (членами ОПЕК) о заморозке добычи нефти на уровне 11 января 2016 года.
Российское Минэнерго рассказало, что инициативу также поддерживат Венесуэла, Катар, Саудовская Аравия, если другие страны-производители нефти присоединятся к ним. Позднее Кувейт и Объединенные Арабские Эмираты поддержали эту идею. Министр нефти Венесуэлы заявил, что Эквадор, Алжир, Нигерия и Оман также присоединятся к договору о заморозке добычи.
Экономист Максим Осадчий обсудил с Sobesdnik.ru, насколько крепко это соглашение и что из него следует.
— Что означает договор между Россией и странами ОПЕК о заморозке уровня добычи нефти? Для чего это делается?
— Делается, чтобы остановить мощное падение цен на нефть. Вопрос также в том, что на рынок выходит Иран, у которого в перспективе добыча до 2,5 млн баррелей в сутки — это существенный вклад.
Насколько будет успешным этот ценовой сговор — под вопросом. Также, как показывает практика, каждая сторона пытается обмануть другую и продать больше. Поэтому такие соглашения неустойчивы и достаточно быстро разваливаются.
— Существуют какие-то надзорные органы, регуляторы, которые могли бы отслеживать уровень добычи и исполнение обязательств?
— Это невозможно. Как вы можете контролировать, сколько Россия перекачивает нефти по трубе? Кто вам даст эту информацию?
— Иран также накануне заявил, что готов заморозить уровень добычи.
— Конечно. Он ведь только сейчас выходит на рынок и надеется выйти на досанкционный уровень добычи.
— Получается, что на рынке переизбыток нефти, цены стремительно падают, и, чтобы остановить падение, страны приняли такое соглашение. А кому из стран достается больше выгоды от договора?
— Когда вы договариваетесь об ограничении и исполняете ограничение, то неисполняющей стороне, конечно, выгодно. Грубо говоря, оппортунисту выгодно, когда другие соблюдают ограничения. Падение цены получается не такое высокое, и, соответственно, он получает больше выгоды от продаваемой нефти.
— А странам, не подписавшим такое соглашение?
— Тем, кто не связал себя этими ограничениями, также выгодно, когда другие связывают себя. Вот представьте себе: на рынке две стороны, каждая добывает и продает по одному млн баррелей нефти. Теперь одна сторона согласилась на условия заморозки добычи, а вторая решила, что будет добывать два млн. Понятно, что выгоду получит вторая сторона. Цены хоть и снизятся, но не столь значительно, а продажи увеличатся вдвое. Если же и другая сторона соберется добывать и продавать по два млн, то падение цен будет слишком большим — обоим невыгодно. Это стандартное положение в теории игр называется «игра двух заключенных».
— Как вы думаете, стороны, подписавшие договор, добились, чего хотели? Или это фиктивные ограничительные меры?
— На какое-то время эффект будет. Более того, мы же видим, что даже от слухов об этом соглашении — и то происходили мощные движения нефти вверх. Даже они были позитивны. Для нефти такие соглашения вообще позитивны. Но, как показывает практика, такие картели более-менее быстро рассасываются.
— Рассасываются, потому что кто-то начинает обходить правила?
— Все начинают нарушать потихоньку. Могут быть какие-то карательные меры, например Саудовская Аравия начинает всех карать и резко повышает экспорт, тем самым обваливая рынок. Подобные меры могут быть, но они не очень выгодны всем. Хотя такой дисциплинирующий фактор есть. Но у всякой медали есть обратная сторона — чем ниже цены на нефть, тем лучше для мировой экономики: дешевле бензин и так далее. К этому можно вспомнить заявление Путина, говорившего, что если нефть будет стоить меньше $60 за баррель, то экономика мировая рухнет. Сами можете прокомментировать это.
— Скажется ли это как-то на сланцевой нефти?
— Если цена на нефть развернется, пойдет вверх, то добыча сланцевой нефти начнет увеличиваться. Увеличится количество буровых установок.
— Эта заморозка и последующая остановка падения цен на нефть облегчат балансировку госбюджета?
— На какое-то время цены можно стабилизировать. Но из-за того, что в картель не войдут достаточно крупные игроки, то он будет весьма неустойчивым.
[:wsame:] [:wsame:]