Новости дня

15 декабря, пятница








































14 декабря, четверг





Верни долг, тварина! До чего дошел беспредел коллекторов

«Собеседник» №47-2015

Челябинские коллекторы поставили под угрозу работу крупнейшей в городе больницы // Shutterstock

Как коллекторы в Челябинске терроризировали больницу из-за долга санитарки и что им за это светит, узнал Sobesednik.ru.

В Челябинске случилось то, о чем тысячи должников по всей стране могли только мечтать: там завели уголовное дело на коллектора, выбивавшего долг с санитарки местной больницы.

Пять взяла – десять вернула

Областная больница №3 – крупнейшая в Челябинске. Туда везут людей на скорой помощи со всего города. Третья клиническая – это десять отделений и две тысячи сотрудников. Среди них уже были должники, и в учреждении раздавались звонки от коллекторов. Но такого, говорят медики про начавшуюся в марте историю, не было никогда.

В марте Надежда, санитарка отделения реабилитации больницы №3, заняла деньги в микрокредитной организации. Впервые в жизни взяла всего 5 тысяч рублей – на жизнь, до получки. Никаких справок с нее не потребовали, уже через несколько минут после заполнения заявки деньги лежали в кошельке.

– Даже не помню, как эта контора называлась – то ли «Быстро деньги», то ли «Срочно деньги», – рассказывает Надежда. – Через месяц с процентами вернула 10 тысяч рублей.

Надежда утверждает, что долг оплатила полностью – всё до копейки. Но через месяц у нее начались проблемы. Женщине стали названивать коллекторы с требованием вернуть уже 35 тысяч рублей. То ли это ошибка самих коллекторов, то ли Надежда действительно осталась должна. При погашении долга микрокредитные организации не выдают документ, что долг закрыт. Никаких бумаг, подтверждающих освобождение от кредитной кабалы, нет и у Надежды. Поэтому есть вероятность, что насчет погашения всего долга она ошибается. Процентные ставки по микрозаймам высокие, и, если клиент задерживает выплату хотя бы на пару дней, набегает приличная сумма. Которая стремительно растет.

Сколько должны россияне (Данные Объединенного кредитного бюро) / Sobesednik.ru

Звонили даже в реанимацию

Сначала коллекторы звонили Надежде на мобильный, потом переключились на коллег.

– Они звонили во все отделения, – рассказывает пресс-секретарь больницы Юлия Мальцева. – Требовали позвать Надежду к телефону, говорили, что она должна вернуть деньги. Могли в грубой форме потребовать: «Быстро подняла одно место и пошла за ней».

Угрозы и оскорбления сыпались бесконечно. Медики стали бояться отвечать на звонки. Но это больница! Сотрудники не могли полноценно пользоваться внутренней связью, а родственники пациентов – наводить справки. Коллекторы не пощадили даже отделение реанимации и подстанцию скорой помощи, к которым санитарка Надежда вообще никакого отношения не имеет.

Самой заемщице передавали «приветы» и вне работы. Как-то, вернувшись со смены домой, она обнаружила, что входная дверь квартиры измазана краской и к ней приклеен лист: «Верни долг тварина, иначе проснешься на пепелище, спать будешь в коробке из под холодильника. Родственники вспотеют из-за тебя. Коллекторское агенство» (орфография и пунктуация сохранены). Надежда записку (на фото выше) сохранила, следователи наверняка уже приобщили ее к делу.

В ноябре, не добившись от санитарки ни копейки, выбиватели долгов перешли в наступление. Они просто поставили больничные телефоны на автодозвон. Под блокаду попали отделения реабилитации, черепно-лицевой хирургии и кабинет главного врача. Это стало для медиков последней каплей. В больнице были вынуждены разрешить посещение родственников в любое время и обратились с заявлением в прокуратуру Калининского района.

Найди нас, если сможешь

История с коллекторами, которых сотрудники больницы теперь называют не иначе как телефонными террористами, получила резонанс. К делу подключилось УФСБ по Челябинской области. Силовики провели проверку в офисе организации, выдавшей Надежде кредит, и, по слухам, поговорили по душам с ее руководителем. Звонки в больницу с угрозами прекратились, но не сразу.

Вот такими методами работают некоторые коллекторы / Стоп-кадр

– В больницу стали звонить с предупреждениями, что, мол, напрасно в органы обратились, будет только хуже, – рассказал источник в УФСБ по Челябинской области.

Материалы проверки были переданы в УМВД по Челябинской области. Выяснилось, что там на отличившуюся организацию лежит уже более 10 заявлений. Полицейские возбудили по факту атаки на больницу уголовное дело по статье 330 УК «Самоуправство». Если будет доказано, что коллекторы угрожали насилием или применяли его, виновным светит до 5 лет лишения свободы.

Обвиняемым по делу о телефонном терроризме проходит 29-летний мужчина, который ранее судим не был. В больнице говорят, что коллектор представлялся Павлом Павловым, но в том, что это реальные имя и фамилия, сильно сомневаются.

Атаковавшая больницу организация, кстати, – никакие не «Срочно деньги», как говорит Надежда, а ООО «МФО «Алеф», которая некоторое время работала под брендом более крупной компании. Недавно по настоянию настоящих «Срочноденег» она сменила вывеску и теперь называется «Срочномен».

На их сайте есть всё: история успеха компании, форма онлайн-заявки, телефон горячей линии (по ней администраторы голосами роботов сообщают, что не дают никаких комментариев). Нет только реальных телефонов, по которым можно связаться, например, с приемной директора. То есть они могут доставать кого угодно – хоть главврача, хоть целую больницу. А попробуй достать их – получишь кукиш.

– Многие микрокредитные организации занимаются своими неплательщиками, как правило, сами, – пояснили в Национальной ассоциации профессиональных коллекторских агентств (НАПКА). – Небольшие региональные, которые иногда даже не входят в госреестр, часто действуют непрофессионально, грубыми методами. К тому же у нормальных коллекторских агентств есть правило: если оператор дозванивается по указанному рабочему телефону должника до учреждения – больницы, поликлиники, школы, – он может попросить позвать должника к телефону, не раскрывая информацию о долге – это персональные данные. Но такие звонки не делаются часто. Почему вообще звонят туда? Рабочий телефон – это иногда единственный способ связи с должником.

Теперь, если челябинские полицейские все-таки доведут дело до суда и конкретного «Павла Павлова» и его руководителей накажут, возможно, выдающим кредиты организациям, а также коллекторам придется научиться общаться по-человечески. Но и Надежде, если она все-таки осталась должна, придется все вернуть.

/Ликбез

Требуйте справку о полном погашении долга

Как заемщику подтвердить, что долг действительно погашен, рассказывает Андрей Паранич, директор саморегулируемой организации «Микрофинансирование и развитие»:

– По закону задолженность считается погашенной, если заемщик внес все платежи в соответствии с графиком, предусмотренным договором микрозайма. В таком случае ему достаточно предъявить документы, подтверждающие оплату: чеки из терминалов или квитанции, выданные при оплате через кассу.

Андрей Паранич / Кадр YouTube

Если график платежей был нарушен, заемщик выплатил долг по займу позднее, чем это предполагалось в договоре, МФО вправе начислить дополнительные проценты. В таком случае заемщику стоит запросить у микрофинансовой организации справку о том, что долг погашен полностью. Все микрофинансовые организации в соответствии с законом обязаны передавать сведения в бюро кредитных историй. Заемщик может подтвердить факт погашения займа, запросив свою кредитную историю в бюро.

поделиться:





Колумнисты


Читайте также

Оформите подписку на наши издания