Евгений Ясин: ЦБ идет на опасный, рискованный, но нужный шаг

Одними деньгами экономику не спасти. Экономист Евгений Ясин рассказал Sobesednik.ru о последствиях грядущей эмиссии

Фото: Евгений Ясин // Виктор Чернов / Russian Look

Одними деньгами экономику не спасти. Экономист Евгений Ясин рассказал Sobesednik.ru о последствиях грядущей эмиссии.

На днях первый зампред Центробанка рассказал о планах регулятора провести эмиссию. О том, к каким последствиям может привести такое решение финансовых властей страны, Sobesednik.ru расспросил научного руководителя Высшей школы экономики Евгения Ясина.

– Евгений Григорьевич, подобные меры, по идее, должны привести к росту инфляции, которая и так сейчас в России немаленькая. А это, в свою очередь – к росту цен. Насколько велики риски?

– Ситуация с денежной массой сложная. Всегда бывает трудно принимать решения, которые дадут результаты не сейчас, а в будущем.

Вы правильно определили риски. Генерируешь объем денежной массы – значит, генерируешь инфляцию. Это означает, что будут расти цены. Кстати, отучить людей от того, что цены должны расти, невозможно. Они будут их наращивать, независимо от обстоятельств. Просто из инфляционных ожиданий.

Но посмотрим на ситуацию с другой стороны. Если уменьшается денежная масса (а сегодня доля наличных денег составляет 78,6%), значит, будут исчезать товары. При этом цены все равно будут расти – только уже на фоне дефицита.

Согласитесь, непросто выбрать, как следует поступать в такой ситуации.

– Как это определяется – что денег именно 78,6%?

– Это специальный подсчет. Считают, как идет динамика денег, как меняются цены, как идет сбыт... В любом случае речь сейчас идет не о большой эмиссии – 1 трлн рублей. И эти деньги пойдут, как объявлялось, на финансирование дефицита бюджета через Резервный фонд.

У нас во главе ЦБ стоят решительные и ответственные дамы. Поэтому, думаю, они все хорошо просчитали. До этого им удавалось найти оптимальные решения в трудных ситуациях.

– Вы имеете в виду введение плавающего курса рубля в ноябре прошлого года?

– В том числе. Это было опасное и смелое решение. Но Набиуллина решилась на этот шаг, потому что (несмотря на проводимые ЦБ интервенции) инфляция росла, а курс рубля падал все быстрее и быстрее. К тому же вмешивались спекулянты и провоцировали еще более быстрое падение курса.

Кроме того, была еще одна проблема – надо кредитовать производства и удерживать более-менее низкие (хотя все равно они были достаточно высокими) ставки ЦБ.

Но в декабре случился обвал рубля, и Набиуллина снова приняла смелое решение – резко повысить ставку до 17%. Можно сказать, попросту оставив без внимания проблему кредитования. Риск оправдался: кредиты, правда, практически совсем перестали давать, но падение рубля остановилось.

Два эти решения ЦБ изменили ситуацию. Но дальше-то что? Путин похвалил дам во главе ЦБ (Набиуллину и Юдаеву). Казалось бы, все в порядке. Но нет – реальная экономика не подавала признаков роста: кризис-то продолжается. Поэтому ЦБ хоть и редко, но приходилось делать интервенции.

[:image:]

– Получается, ради спасения курса рубля, убили последнюю возможность для предприятий получить более-менее адекватные кредиты?

– Не совсем так. Сегодня действительно получить кредиты для экономики практически невозможно. Но хочу напомнить, что у нас были до того тучные годы. И эти предприятия, когда у них было много денег, не делали модернизацию. А должны были бы подумать о будущем. Но если они не делали этого, когда у них были деньги, когда кредиты были дешевыми, то почему бы они вдруг бросились делать это сейчас?

Между тем несомненно, что нашим производствам остро нужна модернизация. И нужны инвестиции (лучше частные – они более эффективны, чем государственные). Иначе ничего не сложится.

Несомненно и то, что инвестиций у нас очень мало. Нельзя сказать, что их совсем нет – есть слабая позитивная сторона и сильная негативная сторона этой проблемы.

– Выходит, сейчас ЦБ этой эмиссией просто пытается заткнуть дыры в бюджете? А практической пользы для экономики это не даст?

– Я бы так не сказал. Я доверяю нашему ЦБ. Но это опасный, рискованный шаг. При этом совершенно необходимый. Просто когда мы рассуждаем о тех или иных действиях ЦБ, надо помнить одну важную вещь. Спасти экономику только деньгами нельзя.

А о том, какие меры следует предпринять, чтобы экономика стала показывать рост, я уже не первый год говорю: нам срочно нужны институциональные реформы в стране, необходимо установить верховенство закона, вернуть доверие бизнеса к власти, создать хороший инвестиционный климат, провести модернизацию и делать ставку на инновационные модели экономики. Без этого никакого роста не будет.

[:wsame:]

[:wsame:]

Поделиться статьей
Рейтинг@Mail.ru Яндекс.Метрика