Страх был напрасен? Что стоит за проблемами Visa в России

Платежи по Visa и MasterCard с 1 апреля проходят через российский расчетный центр. Что изменилось для владельцев карт?

Фото: Теперь все платежи по Visa и Master Card проходят через российский расчетный центр // Global Look Press

Экономист Павел Медведев рассказал «Собеседнику» о новшествах в платежах через кредитные карты Visa и MasterCard.

[:rsame:]

Платежи по Visa и MasterCard с 1 апреля проходят через российский расчетный центр. Что изменилось для владельцев карт?

Обо всех изменениях для российских владельцев «пластика» от запуска Национальной системы платежных карт (НСПК) «Собеседник» расспросил финансового омбудсмена России экономиста Павла Медведева.

– В первую неделю апреля у держателей карт Visa возникли некоторые проблемы. Почему? Не все было готово к переводу на расчеты по НСПК?

– В основном речь шла о задержке платежей, редко – о невозможности совершить операцию. Не очевидно, что наблюдавшиеся мелкие сбои были связаны с переводом расчетов по картам на сервер НСПК. Вполне возможно, что это случайные ошибки, на которых мы обычно не концентрируем внимание. Но не было ни одной жалобы на двойное списание (а все боялись именно этого).

– Что в принципе изменилось после запуска НСПК?

– Если помните, в прошлом году, когда были введены первые санкции, карты нескольких российских банков были отключены от систем Visa и MasterCard. Чтобы обезопасить себя от подобных неприятностей в будущем, Москва решила пойти по пути Пекина и Токио, где свои расчетные центры работают успешно уже десятилетиями. 1 апреля она сделала первый шаг.

[:image:]

О чем, в сущности, речь? Раньше клиринг происходил где-то за границей, где стоят серверы Visa и МasterCard, теперь – в России. Что такое клиринг – «очистка» в переводе с английского? В банковской системе это выглядит примерно так. Представьте: вы приходите в магазин, покупаете, к примеру, хлеб. И оплачиваете его своей картой. Но обычно ваша карта выпущена одним банком, а магазин работает с другим. Банк магазина в данном случае называется эквайером – он гарантирует магазину, что тот получит деньги за вашу булку. Эквайер списывает деньги за булку со своего счета, а потом уже начинает требовать соответствующую сумму с вашего банка.

[:rsame:]

Как он это делает? Он посылает на сервер Visa или MasterCard информацию: этот банк мне должен деньги. Но подобная информация поступает на этот сервер и от других банков – представляете, сколько платежей проходит в день по России или по любой другой стране мира? И вот умный сервер, получая этот огромный клубок информации, начинает учитывать все взаимные долги, отшелушивая только чистые платежи.

Компания, контролирующая сервер, может легко исключить из клиринга любой банк, что и было сделано в прошлом году. Теперь все внутрироссийские платежи будут проходить через сервер, контролируемый НСПК, и, следовательно, будут защищены от санкций. Риски останутся лишь для трансграничных операций.

– Почему тогда у Visa возникли проблемы?

– После прошлогодней драмы, когда для некоторых банков были закрыты платежи, было решено, что Visa и MasterCard должны внести обеспечительный взнос (очень солидные суммы) – чтобы в случае повторения такой ситуации можно было компенсировать потери клиентов. Или – переходить на российскую НСПК. MasterCard тогда сразу решил перейти и успел протестировать все свои операции до 1 апреля, а Visa долго думала, и поэтому еще не всё тестирование прошла.

[:image:]

– В чем заключается тестирование и насколько долго оно может проходить?

– Тестирование – это эксперимент. После того, как всё приготовлено к работе на новых принципах – написаны и установлены компьютерные программы, проложены линии связи, согласованы действия с банками, – нужно попробовать. Когда механизм такой сложный, как система расчетов, почти наверняка что-то окажется забытым или неотлаженным.

Даже суп перед подачей на стол пробуют. После того, как пробные платежи начинают идти как по маслу, система запускается в рутинную эксплуатацию. Для MasterCard тестирование закончилось успешно и вовремя, для Visa еще теоретически возможны сбои, хотя они очень маловероятны.

– Но, насколько я знаю, в Крым до сих пор нельзя перевести деньги по безналу. Почему, если теперь все внутрироссийские платежи проходят через сервер ЦБ?

– Думаю, что любой крупный «континентальный» российский банк опасается взаимодействия с крымскими банками, так как рискует подпасть под санкции, которые остановят его «заграничную» деятельность. А мелкие не подключены к международным платежным системам непосредственно, а [подключены] через крупные банки.

[:wsame:]

[:wsame:]

Поделиться статьей
Рейтинг@Mail.ru Яндекс.Метрика