Депутат Госдумы: Техосмотр можно вообще отменить для частных лиц
Депутат Вячеслав Лысаков – об усилении контроля за проведением техосмотра и решении настоящих проблем этой процедуры
На днях Госдума приняла в окончательном чтении закон об усилении контроля за проведением техосмотра. Теперь операторы обязаны проводить фотофиксацию с указанием координат местоположения, оформлять диагностические карты в электронном виде с усиленной квалифицированной подписью и т.д. Это очень объемный документ. Но он не решает всех болевых точек ТО.
Взять хотя бы фотофиксацию – первое и конечное фото. Это ничего не дает. Только то, что машина заезжала на ТО. А то, что он проводился? А ведь, казалось бы, нетрудно создать компьютерную программу, которая не позволит распечатать диагностическую карту, пока машина не пройдет все стенды. И уже есть дилерские центры, где по собственному почину устанавливают такие программы. А надо бы сделать это обязательным...
Но основная проблема, на мой взгляд, в другом: надо менять саму идеологию ТО. А вот этого никто не хочет делать.
Раньше был государственный техосмотр (ГТО), и все кричали: талоны покупают! Теперь это просто коммерческий ТО. И практика показала – раньше были цветочки. А ягодки-то сейчас: люди вообще не проходят ТО. А фирмы, которые допускает на этот рынок Российский союз автостраховщиков (РСА), часто не имеют возможностей проверять авто: они подают перечень якобы имеющейся у них аппаратуры... Между тем во многих случаях за душой у них разве что авторучка.
Первым открыл эту дорожку «Росгосстрах», который позорно лопнул, занимая 80% рынка ОСАГО. Он увел с рынка 1,5 трлн руб. Они просто привозили техталон (сейчас это диагностическая карта) и полис ОСАГО. Никто ничего не проверял. Многие компании сейчас делают так же. И новым законом эта проблема не решится.
Идея передать полномочия контроля за ТО страховщикам возникла, кажется, во время пятого созыва ГД. Откуда она взялась? Ведь поначалу-то о страховых компаниях речь вообще не шла. В законопроекте были саморегулируемые организации, которые берут на себя часть госполномочий и отвечают, в том числе финансово, за всех членов ассоциации: если кто-то накосячил, за него выплачивают компенсацию, а проштрафившуюся фирму, если еще раз позволит нечто подобное, просто убирают с рынка. Это был идеальный вариант.
Сегодня система ТО под руководством РСА показала себя крайне негативно. Так что надо либо возвращать ТО в ГИБДД (я противник этого, но там хоть люди несут ответственность за свои действия), либо передавать ТО на транспортные предприятия (где есть техника и специалисты), как это делают в Белоруссии.
Другое мое предложение: мы можем огромную часть автомобилистов (речь только о физлицах) освободить от ТО. При одном условии – если одновременно будет усилена ответственность, вплоть до уголовной, автовладельца за последствия плохого техсостояния машины – особенно если по этой причине произошло ДТП. То есть владелец должен быть заинтересован в том, чтобы поддерживать машину в нормальном состоянии. При таком подходе ТО не нужен.
Вячеслав Лысаков,
глава организации автомобилистов «Свобода выбора», депутат Госдумы
* * *
Материал вышел в издании «Собеседник» №19-2019 под заголовком «Техобслуживание можно и отменить».