Водители из Дагестана снизили цены на топливо, бойкотируя заправки

Организованно бойкотируя АЗС, которые завышают цены, активисты из Дагестана сбивают цены на топливо

Фото: соцсети

«Вы что, хотите, как в Париже?» – говорил Владимир Путин, указывая на «бензиновые протесты» во Франции, где недовольные в желтых жилетах разносили город. Дагестанцы уподобляться парижанам не стали и нашли способ куда эффективнее. Организованно бойкотируя АЗС, которые завышают цены, активисты сбивают цены на топливо.

Сегодня их метод перехватили и соседние республики. Кто бы мог подумать, что российский Кавказ переплюнет Францию в демократических инструментах?!

Захотели, как в Чечне

20 января владелец инстаграм-аккаунта «Родной Дагестан» (187 тысяч подписчиков) заметил, что если в вотчине Рамзана Кадырова цена за пропан составляет 13–14 рублей, то после пересечения границы с соседним Дагестаном – уже 19–20. Цена, как в Москве, притом что средний доход населения в Дагестане – 24 тысячи рублей (по данным 2017 года) – ниже столичного в несколько раз.

Главной движущей силой в республике является не бензин, а газ. Именно на этом топливе в Дагестане ездит больше половины машин. Поэтому вопрос цены на пропан был воспринят остро.

В «Родном Дагестане» стали появляться призывы заправляться только на тех АЗС, где цена на топливо не превышает 16 рублей. Тут же сам собой родился термин «народные заправки». Призывы обслуживаться только на них сейчас можно увидеть на задних стеклах авто 05-го региона.

– Сложнее всего было привлечь людей в самом начале акции. Массово люди начали подключаться только тогда, когда цены пошли вниз. За первую волну у нас получилось снизить цены примерно на 30%. До бойкота разница с ценами в Чечне достигала 5–6 рублей, к концу оказалась нулевой, – говорит ведущий блога «Родной Дагестан», который, как многие участники бойкотов, пожелал остаться неизвестным и согласился только на обмен сообщениями в мессенджере.

«Хозяин дешево наливает, за качество отвечает»

Система народного контроля за АЗС требует постоянного мониторинга заправок. Гарантии качества топлива выдаются в инстаграме просто, без лишней бюрократии. «Нашел хорошую заправку. Хозяин заливает по 15,50 рублей. За качество отвечает», – говорит на камеру один из активистов.

В пиковые часы на «правильных» АЗС к каждой стойке выстраивается очередь из 4–5 машин, но никто не разворачивается. 

Для тех, кто заправляется на «антинародных» АЗС, приятного мало. В наиболее острые протестные недели проезжающие засигналивают таких автомобилистов. 

– Мы понимаем, что конкретной идеальной стоимости газа не существует. Во-первых, цена подвержена сезонности. Летом стоимость сжиженного газа поднимается, зимой опускается. Во-вторых, владельцы АЗС – связующее звено между биржей и потребителями. Но даже если мы посмотрим цены на товарно-сырьевой бирже Санкт-Петербурга, то цена литра сжиженного газа с доставкой до Махачкалы окажется в районе 12 рублей. Все, что выше – наценка сетей, – рассказывает Керим Гамидов. Бывший ведущий на местном ТВ, один из немногих публичных лиц протеста. 

– Понятно, что почти все могли бы потянуть эту разницу. Но есть понимание, что рост цен на топливо приводит к тому, что начнут подниматься цены и на все другие товары, – отмечает активист.

Керим Гамидов // фото: личный архив

Договорились по-братски

Авто на Кавказе – не роскошь. Но и не просто средство передвижения. Водительская солидарность, нежелание платить лишнее из и без того тощего кармана сделали борьбу с зарвавшимися АЗС эффективной. Другие попытки бойкота в Дагестане (например, против повышения цен на проезд в маршрутных такси) успехом не увенчались.

– Те, кто участвует в бойкоте заправок – самые обычные водители. Они не обязательно работают в такси или где-то в перевозках. Это все социальные слои населения, – говорит ведущий блога «Родной Дагестан».

Керим Гамидов постоянно призывает помнить, что «заправщики, как бы они ни продавали топливо, наши братья». Дружелюбный характер протеста привел к тому, что стороны постепенно начали договариваться.

– Многие АЗС готовы скинуть цену, но не всем, а только тем, кто состоит в группе бойкота. Подхожу, спрашиваю: «Для участников группы есть скидки?» Хозяин говорит: «Конечно». На табло горит 16,50 рублей, а он заливает по 15, – признается ведущий «Родного Дагестана».

Такой системой все довольны: клиент получает особое отношение, продавец скидывает выборочно.

Однако братское отношение стороны демонстрируют не всегда. Блогер «Родного Дагестана» не отрицает, что поначалу его прессовали:

– Угрожали, не угрожали – все эти вопросы договорились оставить в тайне.

Керим Гамидов об угрозах не говорит.

– Со мной связывались учредители одной из крупных сетей, – признается Керим. – Рассказывали о том, что все наценки честные, поскольку есть еще и налоговая база. Мы договорились, что выведем формулу на примере какой-нибудь одной средней заправки. Но дальше разговоров дело не пошло. В какой-то момент руководители просто перестали выходить на связь.

Важно знать

Везде бойкот не «прокатит»

В Дагестане заправки вроде «Люксойл», «Промгаз», Shelf, «Росснефть» распространены гораздо больше, чем АЗС-гиганты.

– У нас пока не так много крупных сетей. В основном мелкие игроки, которые не смогли бы выжить в случае продолжительного бойкота. Поэтому и идут на уступки, – говорит Гамидов.

Соседи подхватили

Первой из соседей к топливной забастовке присоединилась Северная Осетия. Здесь цена на пропан и вовсе доходила до 25 рублей. Крупных успехов пока не достигли: за автопробегами местных борцов за справедливые цены внимательно следит полиция.

В Карачаево-Черкесии бойкот сетевых заправок начался 5 февраля. Его инициаторы опубликовали список несетевых АЗС, с которыми договорились о снижении цен, и призвали заправляться там. Здесь речь идет и о бензине. Некоторые заправки теперь наливают бензин по 37,50 рублей вместо 42. Газ подешевел на 1–2 рубля.

Кабардино-Балкария тоже присоединилась к протесту, но показать высокий результат не удалось. По сообщениям местных СМИ, здесь цены на бензин опускались максимум на 40 копеек. С другой стороны, а где они еще опускались в остальной части России?

Мнение эксперта

Сейчас экономических предпосылок для снижения топливных цен на заправках нет, считает координатор движения «Общество синих ведерок» Петр Шкуматов:

– Цены на Кавказе действительно могут снижаться, но это становится возможным только из-за роста продаж. Когда спрос падает, ресурса для снижения цен больше не остается. Сами заправки не производят топливо, а закупают его у заводов и оптовиков. В прошлом году правительство с помощью уступок нефтяникам договорилось о заморозке цен на бензин, и заправки действительно не меняли прайс-листы. Но оптовый рынок продолжал жить по своим собственным законам.

* * *

Материал вышел в издании «Собеседник» №16-2019 под заголовком «Кавказ давит на газ».

Поделиться статьей
Рейтинг@Mail.ru Яндекс.Метрика