Сечину мешают частные автозаправки?

Глава «Роснефти» Игорь Сечин нашел виноватых в росте цен на бензин

Фото: Global Look Press

Глава «Роснефти» нашел виноватых в росте цен на бензин.

Напомню, что сначала (несколько месяцев назад) Игорь Иванович винил в стремящихся вверх цифрах на ценниках топлива курс доллара и цены на нефть. Но на минувшей неделе вдруг изменил свое мнение и перевел стрелки на независимые АЗС. Мол, это они задирают планку, заставляя крупнейших игроков рынка поднимать розничные цены: якобы чуть только монополисты их снижают, как тут же появляется ФАС…

У независимых своя логика – они уже с июня просят власти их защитить, уверяя, что стоят на пороге тотального банкротства. И хотя количественно их пока еще больше, чем АЗС, принадлежащих крупным нефтяным компаниям, продаж у них значительно меньше. Кроме того, все независимые АЗС, которые были интересны сетевым структурам, уже скуплены ими.

Кто прав в этом споре, «Собеседник» попросил прояснить Константина Симонова, главу Фонда национальной энергетической безопасности.

– Думаю, все немножко лукавят, – отметил эксперт. – В чем права «Роснефть»? В том, что независимые заправщики привыкли к определенному уровню дохода и терять его не хотят. В итоге мы имеем парадоксальную ситуацию: правильная идея (развивать оптовую торговлю, биржу) превращается в довольно кривую историю. Потому что в стране всего несколько вертикально интегрированных компаний, они-то и поставляют на биржу бензин. То есть биржа – это место, куда их обязывают поставлять определенный процент бензина (17,5%). Конкуренции там никакой. И розничные трейдеры (их работа сводится всего лишь к следующему: схватил бензин на бирже – отвез на АЗС) – просто лишнее звено, привыкшее иметь свою немаленькую маржу в 15–18%.

В чем правы независимые заправщики? – продолжает Симонов. – В том, что их прижимают к стенке оптовыми ценами. Да, цены заморозили, но монополизм приводит к тому, что нефтеперерабатывающий завод сам формирует цену. То есть вообще неизвестно, из чего она состоит – любой НПЗ на опте может выставить любую цену: у него же, как правило, нет в регионе конкурентов. Вот и вся история. А зачем Сечину нужно добивать независимые АЗС – загадка. У меня ощущение, что он идет по принципу: если что-то рядом – нужно брать, а насколько необходимо (для крупной компании розница не имеет особого смысла – ЛУКОЙЛ вообще собирался все свои АЗС продать) – разберемся потом. Это уже просто философия жизни.

* * *

Материал вышел в издании «Собеседник» №45-2018 под заголовком «Сечину мешают частные АЗС».

Поделиться статьей
Рейтинг@Mail.ru Яндекс.Метрика