Московский автосалон – 2018: а я смотрю, смотрю на ВАЗ
Главный автовернисаж России, проводимый уже 25 лет, в этом году стал самым скудным на новинки: репортаж Sobesednik.ru
Какое самое главное слово в названии «Московский международный автомобильный салон – 2018»? «Народный». Из-за отказа крупных брендов от участия автосалон получился выставкой автомобилей экономкласса, над которыми возвышался президентский «Лимузин». Ему выделили отдельный зал – один из четырех.
Забудьте про «Кортеж»
От названия, ставшего привычным, придется отвыкать. Машину президента теперь зовут Aurus. Модель, которая подвозила Владимира Путина на инаугурацию – «Лимузин». Версия попроще, в кузове седан, – «Сенат». Именно она была призвана поднять планку автосалона. Благородный полумрак, столы с шампанским, раздача специальных наушников для звуковой презентации – всё по высшему разряду. «Идейного вдохновителя», «человека, без которого ничего бы не получилось», управляющий директор российского бренда Aurus Франц Герхард Хильберт представлял так торжественно, что, казалось, сейчас появится самый главный пассажир. Но на сцену поднялся министр промышленности и торговли Денис Мантуров. Сумму, по которой будут продаваться новые автомобили, пока не может назвать даже он. Известно только, что Aurus будет дешевле на 20%, чем «Роллс-Ройс» и «Бентли». Если так, то за версию в кузове седан придется выложить около 16 миллионов.
Трудно, да и глупо было бы отказать себе в возможности посидеть в самом удобном автокресле страны. Там поддержка для ног, массаж, элегантные подушечки. На дверях обязательные деревянные элементы – какое же без них лакшери. Они немного шершавые – без лака. Как раз подходит тем, кто проводит уикенд в лесах Тувы.
– На каких азиатских рынках будет продаваться? – озадачиваю Мантурова.
– Ну почему сразу на азиатских? – Министр, кажется, задет. – Машина будет продаваться по всему миру.
Легковая версия тоже может быть бронированной. Судя по схеме, мощные подрамники рассчитаны на большой вес.
Но когда в машину садится Николай Валуев, пришедший взглянуть на премьеру, даже Aurus заметно оседает. Депутату в «Сенате» тесно – он наклоняет голову. Далеко в таком положении не уедешь даже с мигалкой. За руль экс-боксер так и не сел – рядом не нашлось того, кто знает, как отодвинуть назад сиденье.
Из-за толкучки вокруг «Сената» не сразу заметен «Лимузин», тот самый, на котором Владимир Путин приехал на третий срок.
Как некоторые ракетные комплексы, его можно рассматривать только с одного бока. Инаугурационный автомобиль огородили мутным стеклом.
В будущее – на «Ниве»
На подходе к Крокус Сити Холлу первыми встречают афиши китайских брендов.
Самой дорогой маркой, полноценно участвующей в ММАС, стал немецкий «народный автомобиль» «Фольксваген».
– Это связано с экономикой. Многие ссылаются на центральные штаб-квартиры. Кто-то вообще говорит, что у них ничего не знают, ничего не слышали, им не до этого. Наша задача – сделать хороший праздник, чтобы было так, чтобы люди, которые отказались, потом кусали себе локти, – говорил перед открытием директор ММАС Петр Тутарашвили.
Наличие свободного места позволило раскинуться во всю мощь самым продаваемым брендам в России – Renault, KIA и Lada.
Корейцы обновили модель своей слегка вытянутой легковушки Ceed – удобно разместится вся семья (может, не зря название звучит, как английское слово «семя»). Французы показали совершенно новый кроссовер-купе Arkana – в городе не затеряется и на даче не увязнет.
Рельефная, словно из фантастического боевика, Lada 4х4 – только проект. К 2022 году она должна прийти на смену «Ниве».
Для города есть Lada Vesta CNG, которая ездит на модном среди таксистов, экономичном газе.
– Багажник у нее очень маленький, там находится баллон, – рассказывает консультант. – Зато экономия – всего по 17 рублей, а не по 40, как бензин. В Москве уже есть 20 газовых заправок. Если ехать на море, они тоже встречаются по всему пути.
– Правильно ли я понимаю, что в случае возгорания надо бежать как можно дальше?
– Нет, там клапаны, это безопасно. Но когда машина заправляется, все пассажиры должны выйти наружу – такие правила.
Большую площадь стенда занимает обновленная «Лада Гранта». Теперь у всех комплектаций бамперы в цвет кузова, а при открытии двери уже меньше ассоциаций с советским холодильником. После того как прекратилось производство «Приоры», именно этот автомобиль готовится стать самым массовым в стране.
Едем сами
«Извините, скоро приедем?», «Как вам в Москве?», «А много пробок?» – теперь пассажиру эти вопросы задать некому. Таксиста за рулем нет, руль крутится сам по себе. На автосалоне каждый может прокатиться на беспилотном такси от «Яндекса».
«Из машины на ходу не выходить!» – предупредили меня во время посадки. Видимо, были прецеденты – слишком уж непривычно. Записав несколько видео для смеха, с опозданием замечаю перед собой камеру. Все, что происходит в салоне, видит и слышит диспетчер. При желании он может в любой момент остановить автомобиль и высадить пассажира, если тому, например, стало плохо.
Еще недавно беспилотниками называли исключительно военные самолеты. На автосалоне это мирный коммерческий транспорт. Свои грузовые и пассажирские микроавтобусы представили сразу ГАЗ, Volgabus и КАМАЗ.
На вопрос, когда же все это появится на дорогах, получаю ответ: «Вчера». По Москве и Казани такси на автопилоте уже курсируют, их можно вызвать через интернет в специальном разделе.
Ощутимый плюс ММАС-2018 – на нем можно не только помечтать, но и прицениться.
История вопроса
– Российский рынок получил свой самый большой автосалон 4 года назад. В 2014 году были заняты все площади в Крокусе, компании дрались за лучшее место и были готовы платить любые деньги. Тогда рынок был на взлете – ежегодно продавалось 3 миллиона автомобилей, – рассказал автоэксперт Игорь Моржаретто. – Потом он стремительно рухнул. Сейчас постепенно восстанавливается, но на данный момент достиг примерно половины уровня 2013 года. Для компаний, которые работают в России, действуют самые разные жесткие санкции. Ожидать, что все иностранцы вернутся к нам в скором времени, не стоит.
Простейшая математика
сколько марок выставили страны
- Китай – 5
- Россия – 4
- Корея – 2
- Азербайджан, Франция, Иран, Япония, Германия, Италия – по одной.
* * *
Материал вышел в издании «Собеседник» №34-2018 под заголовком «...А я смотрю, смотрю на ВАЗ».