Водителей, рискующих заснуть за рулем, предлагают ставить на учет
Специалисты призывают освидетельствовать всех водителей на синдром, который повышает риск засыпания за рулем
Специалисты призывают освидетельствовать всех водителей на синдром, который повышает риск засыпания за рулем.
Российское общество сомнологов, выступившее с предложением проверять всех водителей на синдром обструктивного апноэ сна, рекомендует обратить внимание на практику, которая уже год действует на территории Евросоюза. Европейская директива 2014/85/EU, вступившая в силу 31 декабря 2015 года, предписывает направлять на обследование любого водителя с подозрением на умеренный или тяжелый синдром апноэ, прежде чем его водительские права будут продлены или выданы впервые. До тех пор ему рекомендуется отказаться от управления автомобилем. Если диагноз подтвердится, условием выдачи ему прав будет назначенное врачом лечение. В дальнейшем он обязан проходить медосмотр каждый год, если речь идет о водителе коммерческого транспорта, или не реже одного раза в три года, если это автолюбитель.
Доктор медицинских наук Роман Бузунов, президент Российского общества сомнологов, считает, что, если аналогичная практика будет внедрена в России, это позволит избежать минимум 3 тысяч случаев ДТП со смертельным исходом ежегодно. Предположительно столько людей гибнут на дорогах из-за засыпания за рулем, связанного с апноэ.
Самое яркое и всем известное проявление синдрома обструктивного апноэ сна — громкий прерывистый храп. На его фоне у спящего происходят остановки дыхания, каждая из которых приводит к частичному пробуждению головного мозга. Кроме того, известно о повышенном риске инфарктов и инсультов у людей с апноэ.
— Если апноэ в тяжелой форме, за ночь может отмечаться 400–500 остановок дыхания, — объясняет Роман Бузунов. — Соответственно, столько же раз частично просыпается мозг, чтобы возобновить дыхание. Человек просто не может полноценно выспаться, сколько бы времени ни проводил в постели. Следствие такого сна — тяжелейшая дневная сонливость вплоть до непроизвольного засыпания в любой обстановке. У водителя с тяжелой степенью апноэ вероятность попасть в ДТП в четыре-шесть раз выше, чем у здорового. При этом каждый день только на дороги Москвы выезжает около 10 тысяч водителей с апноэ сна.
Сомнологи предлагают внести нелеченное апноэ сна в перечень противопоказаний к управлению автомобилем. Таким образом, все водители, у которых есть подозрение на умеренную или тяжелую степень апноэ, должны проходить обследование перед решением вопроса о выдаче или замене прав. Если же водитель уклоняется от лечения, предлагается ставить вопрос о лишении его водительских прав.
— Оптимальным методом лечения средних и тяжелых степеней апноэ сна считается СИПАП-терапия: пациент использует в течение ночи специальный прибор, который подает в дыхательные пути воздух под определенным давлением. Это препятствует их спадению и с первой ночи полностью устраняет храп и остановки дыхания, — объясняет профессиор Бузунов. — Иногда, если синдром апноэ вызван увеличением миндалин, помогает хирургическая операция. Если апноэ спровоцировано лишним весом (а ожирение — самая частая его причина), уменьшить количество остановок дыхания поможет похудение. Правда, особенность синдрома апноэ такова, что оно провоцирует накопление массы тела и часто не оставляет человеку возможности сбросить вес.
Ответа на предложение Российское общество сомнологов от Минздрава пока не получило.
[:wsame:][:wsame:]