Как мальчик-инвалид из Ульяновска меняет ПДД
Sobesednik.ru попытался разобраться в истории с ульяновским мальчиком-инвалидом, оштрафованным ГИБДД
Sobesednik.ru попытался разобраться в истории с ульяновским мальчиком-инвалидом, оштрафованным ГИБДД.
Ленинский райсуд Ульяновска встал на сторону отца 4-летнего мальчика-инвалида, которого инспектор ГИБДД оштрафовал за перевозку ребенка без стандартного детского кресла.
Семье Александра и Светланы Кастолиных выпало трудное испытание – их долгожданный сын родился с тяжелой формой ДЦП. Но супруги были уверены: ребенка можно поднять на ноги, его нужно просто окружить любовью. Каждый день возили маленького Мишу на различные процедуры (массаж, бассейн, гимнастика), в Москву и Петербург – к врачам...
Скандал разгорелся месяц назад. Александра оштрафовали в Ульяновске, прямо у областной больницы, – за то, что он перевозил ребенка-инвалида без специального детского кресла. Ребенка, который по состоянию здоровья может передвигаться только лежа.
При этом отец давно уже переделал свою грузовую «Газель» для удобства сына: убрал перегородку в салоне, соорудил кровать с импровизированными ремнями безопасности...
Александр тщетно пытался объяснить инспектору, что его сын не может сидеть в кресле по медицинским показаниям. Не произвела впечатления на инспектора и справка о наличии тяжелейшего заболевания у мальчика.
– Нас не раз останавливали, но обычно инспекторы входили в положение и, немного пожурив, отпускали, – вспоминает Александр. – А на этот раз гаишник пошел на принцип, более того, сделал все, чтобы унизить меня и моего больного ребенка. Я попросил оформить протокол вне очереди, чтобы не подвергать здоровье Миши опасности. Но нет... Штраф он оформлял 1,5 часа, в итоге ребенок простудился, из-за этого пришлось отменить поездку в Петербург, где нас ожидал профессор.
Александр обратился в суд, обжаловав странный штраф. А для надежности записал видео-обращение к президенту Путину и депутатам Госдумы. Со стороны высоких чиновников и парламентариев ответов не последовало. Зато откликнулись тысячи простых россиян, в том числе местные активисты ОНФ, которые предоставили семье бесплатного адвоката.
– Суд назначили на 26 октября, – рассказывает мама больного ребенка Светлана. – Сотрудники ГИБДД, которые раньше и слушать нас не хотели, пошли на попятную. Накануне вечером они позвонили, извинились и сообщили, что штраф в 3 тыс. руб. будет аннулирован. А потом намекнули: неплохо было бы забыть инцидент…
– Сотрудники ГИБДД должны были не доводить дело до скандала, а сразу вспомнить статью 2.7 КоАП «Крайняя необходимость», которая допускает нарушение закона во имя спасения человека, – объясняет адвокат Кастолиных Дмитрий Бодров. – Допустим, если пьяный человек сел за руль, чтобы доставить умирающего человека в больницу, закон это учитывает и делает определенные скидки. Так и в данном случае: Александр перевозил ребенка не для того, чтобы нарушать ПДД, а чтобы лечить своего сына, и перевозил тем способом, который позволяет не причинять вреда – с учетом здоровья малыша.
В итоге суд постановил: мужчина действовал в обстоятельствах крайней необходимости. Больше того – прокуратура обязала губернатора региона приобрести специальное транспортное средство для перевозки таких лежачих больных.
По словам главы компании «Князев и партнеры» Андрея Князева, в дорожно-транспортных спорах данный случай в России почти беспрецедентный. Можно считать, что государство впервые признало свои ошибки и даже принесло извинения.
Штраф отменили. Что дальше?
Проблема, поднятая семьей Кастолиных, не надуманная. Сегодня в одной только Ульяновской области насчитывается 1211 детей-инвалидов с заболеваниями опорно-двигательного аппарата, в том числе 917 – с диагнозом ДЦП. Половина из них могут передвигаться только в лежачем положении.
– Я все понимаю, – говорит Александр Кастолин, – закон есть закон: детей до 12 лет нужно перевозить в специальном автокресле. Но у нас нет такой возможности, т.к. ребенка нельзя фиксировать по состоянию здоровья. Да, лежачих детей надо перевозить в специально оборудованном автомобиле, стоимость которого составляет около 3 млн руб. Но в Ульяновской области нет ни одного такого специализированного автомобиля. Мы несколько раз писали на имя губернатора Сергея Морозова с просьбой помочь в решении этого вопроса – без ответа...
Скандальная история получила широкий общественный резонанс. На защиту Кастолиных встали многие известные юристы, адвокаты и доктора.
– Я бы хотел посмотреть в глаза этому инспектору! – говорит известный врач-невролог из «Научного центра» Минздрава РФ Павел Соколов. – Ему надо было просто выслушать родителей, отдать честь и сказать им: «Спасибо, что вы проявляете такую заботу о своем ребенке». Родители этого мальчика и так совершают подвиг.
– Это просто какая-то дикая история! – возмущается и волонтер ОНФ Олег Лобунец. – Сегодня гаишники извинились и аннулировали штраф. А что завтра? Родители детей с ограниченными возможностями, да и взрослые тоже, не должны сталкиваться с подобными проблемами. Этот вопрос надо урегулировать на законодательном уровне. На днях мы обратились в Госдуму с просьбой внести изменения в ПДД.
– Проблему нужно решать системно, – депутат ГД Вячеслав Лысаков полностью поддерживает коллегу по ОНФ. – К больным детям нужен особый подход. Сейчас готовы поправки в ПДД, учитывающие нестандартные форматы веса и габаритов некоторых современных детей, которых просто невозможно уместить в детские кресла и удерживающие устройства. Поправками будет разрешено пристегивать их взрослым ремнем безопасности. Мы также планируем обратиться в Минздрав с просьбой предоставить нам формулировки тех заболеваний детей, которые требуют индивидуального подхода и не подпадают под существующие нормы по перевозке детей. Вот увидите, своего мы добьемся!
P.S. – Каждый день мы продолжаем получать сотни писем со словами поддержки, люди предлагают деньги на лечение сына и даже помощь в переоборудовании машины. – От волнения у Александра дрожит голос. – Всем хочу передать низкий поклон! Именно поддержка соотечественников помогла нам не потерять силу духа. Но я хочу обратить внимание волонтеров и на других больных детей, которым тоже нужна помощь и поддержка.
[:wsame:][:wsame:]