Игорь Моржаретто: "АвтоВАЗ", по идее, нужно банкротить

Автоэксперт Игорь Моржаретто объяснил Sobesednik.ru, почему с задачами Бу Андерссона на «АвтоВАЗе» не справился бы никто

Фото: «АвтоВАЗ» // Global Look Press

Автоэксперт объяснил Sobesednik.ru, почему с задачами, стоявшими перед Бу Андерссоном на «АвтоВАЗе», не справится никто.

Директор «АвтоВАЗа» Бу Андерссон досрочно покидает свой пост. Шведский управляющий не смог вывести автокомпанию из убыточного состояния.

— У него, конечно, были ошибки и просчеты, — прокомментировал для Sobesednik.ru автоэксперт Игорь Моржаретто работу Андерссона в Тольятти. — Можно обвинять его в том, что он принимал те или иные неверные решения. Но у него были и заслуги, которые трудно отрицать. Были запущены новые модели, очень серьезно повысилось качество продукции, при нем компания начала выходить на новые рынки, с которых она ушла много лет назад — имеется ввиду рынок столиц в России и за рубежом.

[:rsame:]

У него были ошибки и стратегические, и по выбору модельного ряда, но это спорный вопрос, — говорит эксперт. — Вешать на него всех собак — это неправильно. Реально человек оказался у руля автозавода и начал его реформировать в ситуации, когда рынок резко обвалился. Очень резко и достаточно неожиданно. Два года [назад] никто не думал, что у нас все так посыпется. И говорить, что только он виноват, несколько нечестно.

— Профсоюз работников «АвтоВАЗа» критикует Андерссона за массовые сокращения. У нас к таким решительным мерам управления не привыкли?

— Он как раз ещё не очень резко увольнял. Да, он сократил количество работающих на 20 с лишним тысяч, но извините, не он начал и не он закончит. 10 лет назад на заводе, в акционерном обществе работало 120 тысяч человек. Сейчас работает 44–45 тысяч. И если говорить честно, то по состоянию нынешнего рынка надо ещё часть людей сократить, иначе предприятие останется убыточным. Это нормальная мировая практика, совершенно не западная. Уверяю, что в Китае то же самое происходит или в Японии.

А что поделаешь — спроса нет, зачем держать лишних работников? В этом случае компанию нужно банкротить, честно говоря. Или мы занимаемся социальной сферой, или мы занимаемся бизнесом. Пытаться совмещать надо, но до определенного предела.

[:image:]

— Говорят, что автозавод может возглавить Сергей Когогин, начальник «КамАЗа».

— Насколько я знаю, ему несколько раз предлагали, но он несколько раз и отказывался. Директор «АвтоВАЗа» — это должность расстрельная. Любой человек, который придет на это место, будет уволен через некоторое время, если рынок не начнет подниматься (а он не начнет, судя по всему). Потому что в любом случае ему придется делать тоже самое, что делал Андерссон: новые модели ставить на конвейер, следить за улучшением качества, увольнять рабочих. Но при этом надо ещё сокращать издержки, не увольнять рабочих, помириться с поставщиками, с которыми люто разругался Андерссон, потому что они гнали брак.

Совместить несовместимое никто не может. В любом случае этот человек окажется крайним. Сейчас на «АвтоВАЗе» ищут технического директора, который будет заниматься тем же, чем занимался Андерссон, — объясняет Игорь Моржаретто.

— Запуск Vesta и Xray у Андерссона никто не отнимет. Насколько это важное достижение для «АвтоВАЗа»?

— «Веста» — это вообще прорыв крутейший. Это первая модель, которую на собственной платформе построили за последние 20 лет. Это заявка на будущее, на этой платформе планируется универсал и так далее. «Иксрей» — это спорный, с моей точки зрения, автомобиль, но при этом Андерссону можно поставить в заслугу, что он пообещал и выполнил обещание. Причем сделал качественные модели, не хуже западных образцов, и сделал в срок, чего «АвтоВАЗ» никогда себе не позволял.

[:wsame:]

Рубрика: Авто

Поделиться статьей
Рейтинг@Mail.ru Яндекс.Метрика