Снижение тарифов на платном участке М11 может повториться?
Поможет ли снижение тарифов на два месяца «оживить» платную трассу М11, разбирался Sobesednik.ru
Поможет ли снижение тарифов на два месяца «оживить» платную трассу М11, разбирался Sobesednik.ru.
Предполагалось, что строительство платной трассы М11 Москва — Санкт-Петербург должно стать огромным плюсом, который поможет разгрузить Ленинградское шоссе. Так и было, пока трасса была запущена в тестовом режиме, но стоило ввести плату, и все кардинально изменилось. Основными «пострадавшими» от тарифов стали жители Солнечногорска и Зеленограда, которым в силу тех или иных причин необходимо ездить в столицу несколько раз в день. Они начали критиковать установленные тарифы, как только они были объявлены концессионером — ООО «Северо-Западная концессионная компания» (СЗКК).
Тариф для легковых автомобилей от Москвы до аэропорта Шереметьево-2 составлял от 80 до 250 рублей, а весь участок до Солнечногорска обходился в сумму от 160 до 500 рублей в зависимости от времени движения. Недовольные высокой платой за проезд автомобилисты, которые пользовались трассой, пока она работала в тестовом режиме, сразу же вернулись на бесплатное Ленинградское шоссе, и Ленинградка, разгрузить которую и была призвана М11, снова стала одним из самых загруженных шоссе.
4 февраля стоимость проезда по платному участку М11 снизилась на 33% ночью и 29% днем: СЗКК решила на два месяца снизить тарифы на треть — стоит отметить, что не для всего участка, а на нескольких направлениях. Изменения коснулись таких маршрутов, как Москва — Зеленоград, Москва — ММК, Москва — Солнечногорск, Зеленоград — Солнечногорск.
Поможет ли снижение тарифов привлечь автомобилистов на платную трассу М11 и все-таки разгрузить Ленинградское шоссе? В пресс-службе концессионера никаких предположений о возможном увеличении трафика пока не делают, заявляя лишь, что до апреля будет проведен анализ, насколько новые тарифы оптимальны:
[:rsame:]
— По итогам функционирования платного участка 15–58 км трассы М11 с 23 ноября 2015 года концессионер провел тщательный анализ тарификации за проезд, собрал необходимую статистику пользования автомагистралью, а также учел пожелания жителей, проживающих и работающих рядом с дорогой. С 4 февраля до апреля 2016 года для увеличения привлекательности дороги для автомобилистов и поиска оптимальной стоимости проезда по платной скоростной автомагистрали будет введен пониженный тариф на большую часть направлений движения по дороге. До апреля месяца мы проведем анализ и поймем, насколько новые тарифы оптимальны, — сообщили в пресс-службе СЗКК.
Но автоэксперты считают, что чуда не случится.
— Тарификация трассы М11 наглядно продемонстрировала, куда может завести человеческая жадность, подпитанная непомерными олигархическими аппетитами, — заявил в беседе с корреспондентом Sobesednik.ru заместитель руководителя издательского дома «Новости автобизнеса» Михаил Калинин. — Вообще вся история с этой дорогой с самого начала ее строительства полна неприятных инцидентов, трагических происшествий и праведного общественного гнева. Вспомнить хотя бы историю с пресловутым Химкинским лесом. Но речь сейчас не об этом — речь о километрорублях самой на данный момент дорогой дороги в мире.
Сегодня в часы пик 43 километра трассы М11 от Солнечногорска до МКАД для легкового автомобиля стоят 500 рублей. А 13 км от МКАДа до аэропорта Шереметьево — вообще 250 руб. Много это или мало, учитывая, что этот участок даже не освещается в темное время? — подсчитывает Калинин. — Для сравнения: при таких же условиях у наших ближайших соседей в Польше примерно 400 км автострады Е30 обходятся в сумму около 1600 рублей. То есть 4 рубля за километр у них — против 11,6–20 рублей у нас. Вообще в Европе даже при нынешнем валютном курсе дорог дороже 8–9 рублей [за километр] не найти. И то это магистрали, проложенные на довольно сложных горных и прибрежных рельефах, строительство которых априори обошлось в разы дороже, нежели М11 или та же самая Е30. Ну а 20 рублей за 1 км до аэропорта — это в принципе дикость, которую просто невозможно себе представить, если бы это не было на самом деле.
[:image:]
Складывается ощущение, что владельцы дороги просто наобум поставили цены, отталкиваясь не от объективных расчетов, а от извечного российского авось — авось прокатит. Но не прокатило, — говорит эксперт. — С 4 февраля цены снижают на 33%. Конечно, этого недостаточно, конечно, стоимость М11 и после такого снижения останется запредельной. Большинство вне всякого сомнения постарается любыми путями избежать выезда на эту дорогу. И в первую очередь, конечно же, дальнобойщики, которые главным образом и становятся причиной вечного затора на Ленинградке в Химках. Поэтому я абсолютно уверен: М11 по-прежнему останется пустой — точнее, на 33% более полной, чем теперь. Но что такое 33% плюса к практически абсолютному нулю? А вот Ленинградка на 33% не разгрузится и по-прежнему будет забита по самые эстакады, — полагает Михаил Калинин.
Автоэксперт Роман Гуляев считает, что добиться оживления на трассе поможет хороший PR по снижению цен, которые будут оправданы и приемлемы для пользователей трассы:
— К сожалению, руководство СЗКК последними действиями расписалось в собственной некомпетентости: квалифицированные бизнесмены с европейским опытом должны все просчитывать, а не говорить про то, что новые тарифы вводятся «для поиска оптимальной стоимости проезда по платной скоростной автомагистрали». Кроме того, глава СЗКК в одном из интервью заявлял, что его дорога для тех, кто любит качественный сервис. Мне довелось проехать по этой дороге два раза в течение прошлой недели. Один раз качественный сервис выразился в отсутствии съезда на Международное шоссе в сторону от аэропорта и необходимости разворота через аэропорт. Другой раз — в неочищенной и не освещенной трассе на участке от Шереметьево до Зеленограда: по ней было просто опасно передвигаться с разрешенной скоростью 110 км/ч.
[:image:]
Еще один существенный неисправленный недостаток: тарифная сетка должна быть предельно понятна всем водителям, а не только тем, кто впервые въезжает на трассу. По факту же «тарифное меню» — грамотное изобретение с точки зрения маркетологов, но очень неудобное, — говорит Гуляев. — Сейчас СЗКК нужен хороший PR по снижению цен, так она сможет добиться некоторых результатов, но только если удастся действительно убедить пользователей в том, что тарифы разумные, обоснованные и «подъемные» для большинства пользователей.
А вот главный редактор Simplycars.ru Александр Хлынов считает, что снижение тарифов платного участка может повториться еще и, возможно, не раз — до оптимального соотношения стоимости и количества клиентов:
— Трафика, конечно, прибавится, так как у каждого автомобилиста, у любого человека своя черта, за которой цены начинают казаться приемлемыми. Но изначально стоимость была столь высока, что уменьшение её теперь на треть — это незначительное изменение. Думаю, что если снижение стоимости не наполнит трассу автомобилями, то оно повторится вновь, пока не будет найдено оптимальное соотношение стоимости и количества клиентов. Возможно, владельцам объекта стоило сначала озвучить небольшую стоимость въезда на платный участок, чтобы люди оценили его удобство и, возможно, даже привыкли им пользоваться. Теперь же кроме стоимости следует учитывать и негативные ассоциации, которые связаны с М11, а их так быстро не изживёшь.
[:wsame:]