Удар по "зайцам": можно ли теперь легально отмазаться от контролера?

Эксперт объяснил Sobesednik.ru, почему от кондукторов будут убегать чаще после унификации штрафов за безбилетный проезд

Фото: В 22 из 85 субъектов РФ наказание для безбилетников не предусмотрено // Сергей Смирнов / Global Look Press

Эксперт объяснил Sobesednik.ru, почему от кондукторов будут убегать чаще после унификации штрафов за безбилетный проезд.

Министерство транспорта предложило установить единые по России штрафы за безбилетный проезд на наземном транспорте. Такая идея возникла после того, как выяснилось, что в 22 из 85 субъектов РФ наказание для «зайцев» вообще не предусмотрено. В остальных регионах безбилетников штрафуют, но по-разному: в Еврейской автономной области, например, всего на 20 рублей, а в Москве — на 1000 рублей.

Сейчас решается вопрос о сумме единого по стране штрафа. Предлагается, к примеру, ввести штрафы в размере от 10-кратной до 20-кратной стоимости билета. Есть и более гуманные предложения: обязать «зайца» оплатить проезд, а штрафовать его в 50-кратном размере только в случае отказа от оплаты.

Опрошенные Sobesednik.ru эксперты высказались против попытки унифицировать штрафы. Предложение Минтранса они расценили как желание центральной власти залезть в карман граждан в кризисное время. По мнению наших собеседников, вместо введения единого штрафа следует предоставить региональным властям больше полномочий:

— Местным властям надо предоставлять больше возможностей по установлению местных штрафов и сборов в свой бюджет, — заявил юрист коллегии правовой защиты автовладельцев Александр Рыбалко. — Попытка централизации наказания с фискальной целью, то есть [с целью] пополнить бюджет, является неправомерной. Это ситуационно обусловленная мера. Она доказывает шараханье законодателя из одной стороны в другую, непоследовательность, а собственно говоря, полную некомпетентность.

Эксперт межрегионального объединения «Город и транспорт» Владимир Валдин считает, что местные власти не имеют никаких реальных полномочий:

— Система управления везде, всего, всем доведена до такого состояния, что у нас без федерального закона не делается вообще ничего. Местные власти должны иметь возможность заниматься сбором штрафов за безбилетный проезд. Но надо исходить из того, что плата за проезд — это не средство содержания транспортной системы, а средство стимулирования людей подчиняться общим правилам. Критерий качества перевозок — мобильность: количество перевезённых людей на километр маршрутной сети. А у нас всё перевёрнуто с ног на голову и критерием качества является выручка.

[:image:]

Sobesednik.ru спросил у экспертов, есть ли у россиян законный способ избежать штрафа за проезд на наземном транспорте. Мнения разделились. Александр Рыбалко стоит на том, что гражданин, чувствующий несправедливость к себе со стороны властей, должен отстаивать свои права, участвуя в протестах, а на нарушать закон и потом пытаться уйти от наказания:

— Если штраф установлен, значит, ты должен платить. А как ты можешь от него уйти? Это только незаконные меры. Ты должен быть законопослушным гражданином. Можно, конечно, и «зайцем» прокатиться, и убежать, но это же неправильная мера: всё равно могут найти и наказать.

Владимир Валдин, в свою очередь, отметил, что неразумные действия властей довели людей до того, что они скорее готовы выкручиваться, чем вести благообразный образ жизни. В ближайшее время эксперт ожидает роста популяции «зайцев». Самый популярный и действенный способ избежать штрафа и не попасть при этом в тюрьму — это убежать от кондуктора, сказал Валдин:

— В нынешних условиях бегать будут гораздо быстрее и больше, потому что плохое питание способствует развитию ловкости. Если ситуация происходит в Москве и рядом нет сотрудника полиции, то пойманный «заяц» — даже если там будет целая бригада контролёров — может от них просто вывернуться и убежать. И ему ничего не будет. Вы наверняка видели «попрыгунчиков» в метро: они были, есть и будут, с ними ничего сделать не могут.

Кроме того, в федеральном законодательстве существует пункт о необходимости наличия документов при наложении административных наказаний. По словам Валдина, если у «зайца» нет при себе паспорта, то ему не смогут выписать протокол о правонарушении.

В этом случае, как рассказал в интервью Sobesednik.ru президент Московского транспортного союза Юрий Свешников, безбилетника высаживают на первой остановке и направляют в правоохранительные органы, где выясняют его личность. По словам Свешникова, за побег от контролёра нарушителя не накажут: «Но от этого он не перестаёт быть "зайцем"». Если нарушителя в итоге поймают, то обязательно оштрафуют.

Свешников отметил, что «заяц» сможет легально уйти от заслуженного штрафа только в том случае, если контролёр не предъявит ему свою «корочку»:

— У контролёра должно быть удостоверение, показывающее, что он действительно является должностным лицом, имеющим право составлять протокол об административном правонарушении.

Таким образом, у безбилетников есть только три способа избежать наказания:

1. Не предъявлять контролёру документы с прицелом на то, что тот полениться вызывать полицию и задерживать транспортное средство.

2. Сбежать от контролёра в надежде не попасться в руки правоохранителей.

3. Потребовать у контролёра документы и либо уличить его в забывчивости (вдруг оставил удостоверение дома?), либо вывести мошенника (вдруг контролёр не настоящий?) на чистую воду.

[:wsame:][:wsame:]

Рубрика: Авто

Поделиться статьей
Рейтинг@Mail.ru Яндекс.Метрика