Изменения в оформлении ДТП не заставят Европротокол работать: мнения специалистов
В начале апреля выяснилось, что российские автомобилисты неохотно пользуются Европротоколом для оформления ДТП, и для его продвижения ГИБДД готово внести в правила изменения
В начале апреля выяснилось, что российские автомобилисты неохотно пользуются Европротоколом для оформления ДТП, и для его продвижения ГИБДД (частично по инициативе Центробанка) готово внести в правила изменения. Эксперты объяснили «Собеседник.ру», почему водители все равно не будут пользоваться Европейским протоколом при оформлении ДТП.
Ведомство рассматривает возможность оформления Европротокола даже при несогласии одной из сторон с конечным мнением об аварийной ситуации. Для этого нужно определить лиц, которые будут оценивать вину. Почетный адвокат Леонид Ольшанский отметил, что «заставить человека подписать Европротокол никто не может»; соответственно, идея ГИБДД прямо противоречит идее протокола. В целом адвокат считает, что в любом случае лучше вызывать ГАИ и дожидаться официального регистрирования аварии. «Даже когда сотрудники ГАИ приезжают на место, составляют протокол - сотрудники страховой службы не всегда выдают деньги по заключениям инспекторов», - добавил юрист.
Вице-президент Федерации автовладельцев России Дмитрий Клевцов согласен с Ольшанским в том, что привлечение третьих лиц лишает процесс основной идеи об обоюдном согласии, и называть его Европротоколом уже будет нельзя. Кроме того, большое значение имеет то, какие именно организации ГИБДД намерено привлечь или создать для установления вины. «Страховой компании такие полномочия передавать, понятно, нельзя», - отмечает Клевцов: тогда от них не дождаться выплат. Для других сторонних организаций потребуется определить законодательную базу, на основе которой заключения будут считаться достоверными.
Дмитрий Клевцов объяснил, что такие инициативы со стороны ГИБДД понятны, поскольку небольшие ДТП с участием не более чем двух автомобилей, обошедшиеся без пострадавших, нужно регистрировать быстро, чтобы водители могли убрать свои машины и не блокировать проезд. Но, к сожалению, сотрудников госинспекции не хватает для стандартного оформления всех ДТП, а Европротокола люди избегают по разным причинам: они юридически не подкованы и боятся, что их обманут; некоторые упрямы, а некоторые не могут определить на глаз сумму ущерба (которая, кроме того, ограничена по правилам оформления Европротокола 25-ю тысячами рублей, что не всегда соответствует необходимой сумме выплаты). Между тем простой участников ДТП на дороге создает пробки, мешая и без того усложненному движению машин в мегаполисе.
Другой новой инициативой ГИБДД является использование камер наблюдения для уточнения обстоятельств ДТП. Дмитрий Клевцов отметил, что данное намерение также связано с целью как можно скорее убирать машины с места ДТП. Как отметил руководитель управления методологии обязательных видов компании «АльфаСтрахование» Денис Макаров, «камеры наблюдения созданы и установлены изначально с другой целью, поэтому часть обстоятельств ДТП, необходимых для принятия решения, на их записях может отсутствовать». Между тем использовать собственные фото- и видеоматериалы (например, с регистраторов) у водителей не всегда получается, поскольку их достоверность определяется в суде, а временами, отметил Макаров, личные записи также не дают полноценных подтверждений обстоятельств происшествия.
Таким образом, пока единственным надежным способом зарегистрировать ДТП является ожидание автоинспектора, несмотря на все проблемы, которые приходится в связи с этим терпеть другим автолюбителям.