19.11.2013

Как работают платные парковки в центре Москвы

Вслед за большинством мировых столиц Москва расширяет платные парковки в центре города, пытаясь разгрузить задыхающийся от автомобилей город. «Собеседник» проверил, как идет эксперимент

Фото: Платная парковка //

Вслед за большинством мировых столиц Москва расширяет платные парковки в центре города, пытаясь разгрузить задыхающийся от автомобилей город.  «Собеседник» проверил, как идет эксперимент.

Платное кольцо

Бульварное кольцо Москвы – самую сердцевину российской столицы – впору пере­именовать в Платное кольцо. С ноября 2012 года все парковочные места внутри Бульварного кольца платные. Об этом сообщают билборды «Вы въезжаете в зону платных парковок». Как относятся к нововведению москвичи и гости столицы, проверить легко: автомобилисты голосуют колесами. Согласные паркуются, несогласные едут мимо. Судя по тому, что мы 20 минут кружим в поиске, где бы припарковаться, большинство автомобилистов согласились с нововведением. Практически чудом мы нашли свободное местечко на Ильинке, напротив администрации президента.

– Удобная разметка, и порядка как-то больше – нет такого, как раньше, когда машины стояли как попало, в два-три ряда. Да и автохлама не видно – бросить машину в центре на 2–3 дня теперь ой как разорительно, – комментирует Александр, водитель авто, на котором мы инспектируем парковки.

Судя по престижным маркам стоящих автомобилей, их владельцы не считают 50 рублей в час – такой пока действует тариф – неподъемной ценой. Уже с 25 декабря час стоянки в центре Москвы будет стоить 60–80 рублей (в зависимости от места), а территория платных парковок серьезно расширится – до границ Садового кольца.

Почему растет цена и где ее потолок? Официального ответа нет. Но, кажется, власти будут придерживаться принципа, который сформулировал директор Института экономики транспорта и транспортной политики Высшей школы экономики Михаил Блинкин:

– Как только город понимает, что, условно говоря, при цене в 1 евро все места в центре заполнены, значит, эта цена неравновесная, ее надо увеличить. Надо поддерживать такую цену, когда у нас даже в часы пик свободно 20 процентов мест, а лучше 25 процентов! Это абсолютно экспериментальная вещь.

Плати – и паркуйся спокойно

Те, кто бывает за границей, знают, что в европейских городах платные парковки – вещь повсеместная и час стоянки там обходится в 2–3,5 евро. Но некоторым нашим автовладельцам и Европа не указ – то здесь, то там в зоне платной парковки мы наблюдаем пассивный протест водителей: автомобиль стоит, но его номер или частично закрашен, или чем-то завешен. Эта хитрость рассчитана на передвижные патрули. По идее всем любителям занять платное место на халяву должны выписывать штраф. Но, видимо, происходит это не так часто – за время нашего 1,5-часового журналистского рейда мы не увидели ни одной передвижной видеокамеры. Очевидно, пока московские власти делают ставку не на кнут, а на пряник.

Паркоматов – автоматов для приема оплаты за парковку – много: как минимум по одному на каждом квартале парковки, и они хорошо видны издалека. Правда, работают своеобразно: наличные не принимают.

– Только парковочную карту, а ее еще приобрести надо, или банковскую карту с функцией PayPass – это которая не вставляется, а просто прикладывается, у меня и нет такой. – молодые люди замешкались у «нашего» паркомата, шаря по карманам.

– Можно заплатить со счета мобильного телефона через эс-эмэску или зарегистрировавшись на сайте «Моспаркинга». Правда, через телефон платеж будет с комиссией, – проконсультировал Александр молодых людей.

Процедура оплаты через мобильник и правда заняла у них от силы секунд 10. Александр периодически паркуется внутри Бульварного кольца, поэтому мы, как уже продвинутые пользователи, выбрали самый дешевый способ без комиссий – через сайт «Моспаркинга», мобильное приложение для телефонов. С информационным оснащением на платных парковках полный порядок: через каждые 50–70 мет­ров специальные щиты информируют о способах оплаты.

Куда пойдут деньги?

Наш полтинник моментально улетел в кассу «Моспаркинга». Затруднений не было. Но возник резонный вопрос: на что потом идут эти деньги? Разметка, паркоматы, щиты, камеры – это все для нужд самого «Мос­паркинга», а что для жителей и гостей города? На запрос «Собеседника» в департамент транспорта Москвы ответа мы пока не получили.

– Необходимо не только установить правильную цену, но и максимально эффективно потратить средства, собранные за парковку. Они могут пойти на очистку и ремонт тротуаров, уборку снега, посадку деревьев и улучшение системы освещения вдоль улично-дорожной сети. В этом вопросе муниципальные власти должны постоянно консультироваться с жителями района. Каждый из нас хочет жить на улице без заторов, с чистыми и хорошо освещенными тротуарами, с возможностью в любое время суток припарковать свой автомобиль без какого-либо ущерба для улично-дорожной сети, – считает специалист по городскому планированию, директор Института исследований транспорта Калифорнийского университета Дональд Шоуп.

Как оказалось, вопрос, куда пойдут собранные деньги, – один из самых частых от авто­владельцев. «Моспаркинг» даже подготовил на него ответ на своем интернет-сайте: «Согласно постановлению №850-ПП, деньги, собранные за парковку, будут перенаправлены в равных частях муниципалитетам районов Москвы. Муниципалитеты в свою очередь вложат деньги в благоустройство района, основываясь на запросах жителей. Передача денег будет осуществляться в первой половине следующего года, во второй половине года управы будут полученными деньгами распоряжаться».

Кстати, жители Тверского района столицы уже могут подавать заявки с предложениями, на что, по их мнению, лучше всего потратить «парковочные» деньги. Сбор предложений уже открыт.

Между тем в московском напряженном трафике уже обнаружились кое-какие положительные сдвиги. По крайней мере, как показали исследования, по центру столицы ездить стало легче, ездить стало веселее.

– Количество личного транспорта, въезжающего в пределы платной зоны, снизилось на 25% по сравнению с аналогичным периодом прошлого года, а средняя скорость перемещения на улично-дорожной сети Бульварного кольца увеличилась на 9%, – привел цифры руководитель ГКУ «Администратор московского парковочного пространства» Игорь Кузнецов.

– В зоне Бульварного кольца стало фиксироваться меньше ДТП и фактов наезда на пешеходов, – отметил глава «Союза пешеходов» Владимир Соколов.

Противники и сомневающиеся, конечно, тоже есть.

– Водители отмечают, что движение стало более свободным на территории, где введена платная парковка, но на свет вылез ожидаемый минус относительно цены парковки. Среди опрошенных нами водителей этот вопрос смутил многих, – привел данные сентябрьского опроса представитель социологической службы ВЦИОМа Кирилл Родин.

Еще одно обстоятельство, которое смущает многих, с кем нам удалось поговорить во время рейда. Власти выбрали наиболее простой и дешевый – для них – способ организации парковок, говорят они. Просто сделали часть улиц платными. Да, во многих европейских городах есть такая практика. Но там есть и другое – многочисленные подземные паркинги, которые действительно освобождают улицы для движения. У нас с этим беда. Во-первых, их ничтожно мало. Во-вторых, цены там кусаются так, что Блинкин может быть доволен. Так может, деньги за стоянки на улицах собирать на строительство недорогих подземных паркингов?

Сколько платят за парковку в мире

Нью-Йорк – 3$ (100 руб.) в час.
Вена – 2 евро (около 90 руб.) за парковку не более 2 часов.
Париж – 3 евро (около 130 руб.) в час (парковка ограничена 2 часами).
Лондон – 4 фунта (около 200 руб.) за парковку не более 4 часов.

Мария Светлова

Читайте также:

Заммэра столицы по вопросам транспорта Максим Ликсутов озвучил новые цены на платную парковку в центре Москвы

И. о. заместителя мэра по градостроительной политике Марат Хуснуллин назвал причину, из-за которой на Бульварном кольце запретят парковку вдоль дорог

Рубрика: Авто

Поделиться статьей
Рейтинг@Mail.ru Яндекс.Метрика