История "шашечек" от первого советского таксиста
С 1 сентября таксовать без лицензии будет запрещено – видимо, только так можно попытаться очистить улицы от частных «бомбил». Это событие непременно войдет в историю российского такси, которому уже больше века.
С 1 сентября таксовать без лицензии будет запрещено – видимо, только так можно попытаться очистить улицы от частных «бомбил». Это событие непременно войдет в историю российского такси, которому уже больше века.
Такса по соглашению
Считается, что такси появилось в СССР в 1925 году. При этом не берется в расчет, что в царской России «извозчики на авто» стали колесить заметно раньше. К примеру, газета «Голос Москвы» сообщала 21 сентября 1907 года: «Вчера в Москве появился первый извозчик на автомобиле. Какой-то шофер привесил к своему небольшому «олдсмобилю» плакат: «Извозчик, такса по соглашению». Он разъезжал по улицам, останавливаясь на углах, и, по-видимому, не мог пожаловаться на отсутствие ездоков».
О дальнейшей судьбе ушлого москвича история умалчивает, а вот такси набрало скорость: в крупных городах были организованы таксомоторные товарищества и налажен вызов авто по телефону. Первые пассажиры, привыкшие к гужевому транспорту, испытывали смешанные чувства: восторгались скоростью и жутко трусили, не видя перед собой привычного лошадиного хвоста. Но постепенно освоились.
Однако в мирный ход таксомоторного движения вмешалась Октябрьская революция. Она поставила крест на всех излишествах буржуазного прошлого, в том числе и на такси. Хамоватые и медлительные извозчики вновь стали единоличными хозяевами московских дорог – вплоть до второго пришествия такси, которое как раз и случилось летом 1925 года.
– Москва хотела походить на западноевропейские города, где таксомоторное движение было вовсю налажено, – рассказывает историк московского такси Виталий Клюев. – Да и износ мостовых от легковых машин был меньше, чем от гужевого транспорта.
В воскресенье 21 июня в 7 часов на линию вышли первые 15 «Рено» с желтой полосой на кузове. К их появлению граждан готовили загодя – на городских тумбах расклеили плакаты с тарифами, в газетах напечатали изображение таксомоторов со счетчиками. Но с ними все равно вышел конфуз. Первое время счетчики лепили куда ни попадя – туда, где легче всего было привести в действие: у руля, в ногах у водителя и даже возле колес. Добраться до таксометра мог только шофер, который и сообщал итоговую сумму пассажирам. Те обижались, думая, что их дурят.
Отбитая печенка
Общественный транспорт в довоенной Москве ходил плохо, проезжал не везде, и потому у таксистов не было от клиентов отбоя.
– Первый светофор повесили на пересечении Петровки и Кузнецкого моста в конце 1930 года – однако в нем особо не нуждались, поскольку машин практически не было, – рассказал нам по телефону один из первых советских таксистов Леонид Савоев. За баранку такси он сел в 1931 году. Сейчас ему 99 лет, он живет в Америке и с удовольствием вспоминает свое таксистское прошлое. – Я выезжал с Охотного ряда на улицу Горького (ныне Тверская. – Авт.) и до самой площади Пушкина не видел ни одной машины. Кстати, не все знают о том, что, несмотря на малое количество такси в Москве, половину из них каждое лето отправляли на обслуживание отдыхающих на курортах Кавказа – там с транспортом было еще хуже, чем в столице.
Всех будущих таксистов тестировали в специальной психотехнической лаборатории на предмет самообладания, сообразительности и психического равновесия. На смену они выходили с ног до головы затянутые в кожу: от брюк до фуражки. А зимой дружно переодевались в валенки и толстенные тулупы – в отличие от пассажиров, водители сидели в открытой передней части машины и без теплой одежды за целый день могли и околеть.
– Дороги – отдельная песня, – улыбается Савоев. – Только Петровка была заасфальтирована, остальные – покрыты булыжником. Возвращаясь со смены домой, я думал, что у меня отбита печенка. Однако устроиться на работу таксистом мечтали многие, да и между собой мы крепко дружили.
Когда летом 1933 года в Москве бандиты зарезали и выбросили за городом тело таксиста Василия Ананьева, практически все коллеги пришли на его похороны. Процессия, в которой ехало более двухсот такси, растянулась на несколько кварталов. После кремации урна с прахом Василия Ананьева долгие годы была замурована в стене здания автопарка, где он трудился.
Великая Отечественная война снова притормозила резвый бег такси – «моторы» уехали на фронт. Только к 1965 году их количество в Москве выросло до 10 тысяч. Предприятие «Мосавтолегтранс», объединявшее столичные таксопарки, ежегодно перечисляло Моссовету на дотацию общественного транспорта до 150 миллионов рублей. Колоссальная цифра по тем временам.
«Красные шапочки»
В 1948 году московские такси выкрасили в два цвета: верх покрыли светлым, а низ – серым, по бортам нарисовали шашечный пояс и повесили опознавательный световой сигнал «свободен» зеленого цвета. Отсюда и пошло «зеленоглазое такси». В конце 1960-х крыша таксомоторов «покраснела», отчего их тут же любовно прозвали «красными шапочками». А летом 1970-го горьковский автомобильный завод начал выпускать самую популярную марку советского такси – 24-ю «волжанку» лимонно-желтого цвета.
В советское время такси любой марки и расцветки вовсю использовались гэбистами.
– Автомобильные серии ММТ, ММЛ, МММ были только таксистскими, – рассказывает Виталий Клюев. – Их получали в ГАИ в ящике на 100 номеров. Так вот – одного-двух из них всегда недоставало. Такси использовались для слежки за иностранцами. Водителей вообще учили, как вести себя с гостями столицы – инструктировали под личную роспись, вплоть до того, куда можно их возить, а куда нет. Например, если иностранец хотел съездить в Троице-Сергиеву лавру, мы брали специальное разрешение на выезд. И получали приказ: до места назначения – только транзитом, никаких остановок, например, в Калининграде (ныне Королев. – Авт.). Если иностранец просился по дороге в туалет, мы отъезжали несколько километров от режимного объекта и только тогда тормозили.
Московское такси долгое время оставалось лицом города – на обслуживание партийных съездов, спартакиад, международных конференций бросали огромное количество «моторов». Не ударили столичные таксисты в грязь лицом и во время проведения Олимпиады-80. А потом начались перестройка, гласность, приватизация, и случилось печальное: дух советского такси выветрился, а новый не появился. Так и ездим – по разным тарифам, на разных марках и без единой расцветки. К привычному такси всё это пока не имеет никакого отношения.
история вопроса
Родом из гонок
Знаменитый шашечный узор, увы, не наша придумка. Более века назад их стала использовать чикагская таксофирма Checker Taxi of Chicago. Шашечки взяты из гоночной символики, а если точнее – с флага, которым обозначается окончание гонок. Таким образом чикагские маркетологи намекали, что их машинки всегда приходят первыми.
из словаря советского таксиста
• Деятель – таксист, член партийно-комсомольского или профсоюзного движения.
• Спиртовоз (он же чумовоз) – таксист, занимающийся спекуляцией спиртными напитками.
• Центровой – таксист, работающий у «Интуриста».
• Афанас – военнослужащий среднего командирского состава, рассчитывающийся за поездку строго по счетчику.
• Сладкий – пассажир, который щедро платит сверх показаний таксометра.
• Шляпа – советский интеллигент, который, оставляя таксисту 5 копеек чаевых, всем своим видом показывает, что это аттракцион невиданной щедрости.