Деньги, которые приятно пахнут: закулисье цветочного бизнеса

Открывшие с нуля цветочный бизнес москвичи раскрыли секрет своего успеха и поведали, как на торговлю повлиял кризис

Фото: Ремонт Аня и Андрей делали самостоятельно // Андрей Струнин / «Собеседник»

Открывшие с нуля цветочный бизнес москвичи раскрыли секрет своего успеха и поведали, как на торговлю повлиял кризис.

Платье из живых цветов

[:same:]

В небольшом цветочном магазине «Лаборатория цветочного дизайна» на проспекте Вернадского в Москве на стенах много красивых фотографий. Среди них – ни одного постера. Все фото – реальные работы Анны Показаньевой: дизайнерская ёлка, букеты, цветочные композиции, платье из живых цветов, которое стало призером международного конкурса флористов в 2011 году, а после этого еще победно проехалось по нескольким крупным показам.

Анна занимается флористикой с 2008 года, но на открытие своего бизнеса с мужем Андреем решились только в 2014 году.

– Открытие мы запланировали на конец августа, чтобы к 1 сентября принять первых клиентов, – рассказывает Андрей, который в семейном деле отвечает за финансы и хозяйственные вопросы, в то время как Аня занимается творчеством.

Небольшое помещение на первом этаже многоквартирного дома площадью 11 кв. м ребята взяли в аренду за 40 тысяч рублей в месяц. Раньше на этом месте находился обшарпанный винно-водочный магазин. Ремонтировали и окультуривали его своими руками.

[:image:]

– Мы сбивали старую штукатурку, чтобы обнажить кирпичную кладку, красили стены, клали плитку на пол, монтировали потолочные балки, крепили полки, – рассказал Андрей «Собеседнику». – Месяц безвылазно. Экономили, но 200 тысяч все равно потратили: сразу переделали всю электрику и установили большой холодильник для хранения цветов. Оборудование в нашем деле очень важно, хотя некоторые им пренебрегают. Но мы сразу отказались от уловок обычных торговцев цветами, которые выдают подвядшие цветы за свежие, обрывая сухие лепестки.

Отделку закончили только ночью 31 августа. Интернет-сайт Андрей (в прошлом айтишник) тоже сделал сам.

– Как сейчас помню, мы привезли цветы в магазин в ночь с 31 августа на 1 сентября. А в час ночи к нам постучался первый клиент, которому нужен был букет для девушки. Мы разговорились, познакомились, и теперь Слава наш постоянный клиент, – говорит Аня.

Операция «Букет»

[:rsame:]

Первым взносом на бизнес стала продажа личного автомобиля Андрея. Вырученные 500 тысяч рублей ушли на аренду, ремонт, закупку цветов, минимальную рекламу. Наемных работников у Ани и Андрея нет, поэтому на работе они пропадают целыми днями: магазин работает без выходных, с 10 до 22 часов.

– В цветочном бизнесе высокая конкуренция, поэтому мы искали место, где цветочные ларьки и киоски были бы не на каждом шагу. Наш рабочий график сегодня – 365 дней в году, а перед 1 сентября и 8 марта – еще и 24 часа в сутки. Поэтому мы выходим на работу по очереди, – говорит Андрей. – У нас три категории клиентов: те, кто шел мимо и зашел, корпоративные – магазины, студии, которым мы украшаем помещение, и заказы, которые поступают к нам по интернету.

На интернет-сайте «Лаборатории цветочного дизайна» объявлена акция: «Пришлите фото понравившегося вам букета, и мы соберем его для вас на 15% дешевле!»

[:image:]

Владельцы магазина говорят, что у них все клиенты – постоянные. Большинство тех, кто купил или заказал букет в «Лаборатории», возвращаются снова. Своих клиентов ребята заносят в базу и бесплатно рассылают напоминания к ключевым датам вроде годовщины свадьбы или дня рождения тещи.

– Клиенты говорят, что мои букеты стоят дольше, – гордится Аня. – А больше всего я люблю покупателей, которые говорят: сделай красивый букет на свой вкус. Надеюсь, никто еще не уходил разочарованным.

Кризис

[:same:]

Цветочное дело нехитрое: надежные поставщики, хорошие условия хранения цветов и безошибочный вкус флориста – вот и все ингредиенты успеха.

– В кризис начинать свое дело непросто, куча проблем, но появились и позитивные изменения: раньше 90% всех цветов доставлялось в Москву из Голландии. Сейчас ситуация поменялась в лучшую сторону: 15–20% от рынка – это русский цветок. Хотя поначалу у нас был шок: российские цветы стоили, как голландские, и росли в цене вместе с евро и долларом! Сейчас ситуация немного выравнивается: отечественный цветок стоит процентов на 40 дешевле импортного, что логично.

Выручка магазина сегодня составляет 140–160 тысяч рублей в месяц, и она растет на 7–10% каждый месяц.

– Кризис, конечно, внес свои коррективы. У меня был четкий бизнес-план, по которому через полгода после начала бизнеса мы должны были получить кредитную линию на 500 тысяч рублей и после этого добавить еще одну точку – магазин побольше. Но сегодня все банки говорят одно и то же: мораторий на выдачу новых кредитов из-за кризиса, – обрисовал ситуацию Андрей, который сейчас ищет стратегического инвестора с деньгами. Если удастся его заинтересовать, то бизнес сможет расцвести и вырасти за рамки небольшого магазина.

[:image:]

/расходы и доходы

Аренда помещения – от 20 тыс. руб. в месяц (в зависимости от региона и формата).

Холодильное оборудование, кондиционер (необходимы, так как цветы – товар скоропортящийся) – от 80 тыс. руб.

Торговое оборудование – некий прилавок, столики, кубы, стеллажи и т.д. – от 10 тыс. руб.

Необходимый инвентарь – баки, ведра, вазы – от 3 тыс. руб.

Закупка первой партии цветов – от 20 тыс. руб.

Приобретение расходного флористического товара (упаковки, ленточек, специальной губки и др.) – от 5 тыс. руб.

Реклама – 10–20 тыс. руб.

Прибыль возможна от 15 до 200%.

/бизнес-план

Вначале стоит определиться с форматом.

Цветочный киоск (павильон) – небольшое помещение на остановке или у станции метро. Плюсы: небольшие капиталовложения, большая проходимость, хорошая выручка гарантирована. Минусы: высокая конкуренция, лучшие места наверняка уже заняты.

Цветочный магазин – более высокий уровень. Минусы: аренда дороже, добавляются расходы на «коммуналку», потребуются вложения в рекламу для привлечения клиентов.

Цветочный салон – большое помещение, часто в центре города. Это более престижно и сулит более высокую прибыль. Но расходы на аренду и зарплату персоналу будут выше.

Интернет-магазин – может существовать в дополнение к магазину, а может быть только в интернете. Плюсы: нет расходов на аренду и зарплату продавцам. Минусы: нужно будет потратиться на создание и продвижение сайта, рекламу.

/мнение эксперта

[:rsame:]

Ирина Роговцева, президент премии в области флористики и ландшафтного дизайна «Цветок успеха»: Легкость цветочного бизнеса обманчива

– Цветочный бизнес привлекает многих – это красиво, непыльно и прибыльно. Наценка на цветы составляет от 200 до 400%. Но чистую прибыль снижают списания непроданного товара, арендные платежи, налоги, зарплата флористов и необходимость пополнять цветочный товар 2 раза в неделю.

Главная особенность цветочного бизнеса – скоропортящийся товар. У цветочников в запасе 2–3 дня, не более. Ведь цветы еще должны порадовать покупателя как минимум в течение 5 дней.

Другая особенность – привязанность товарной группы к валютному рынку: в основном цветы покупают за евро, а транспортные услуги и таможенные процедуры рассчитываются в долларах, что приводит иногда к довольно высоким ценам оптовика и невозможности купить тот же объем за «прошлонедельную» сумму.

[:wsame:]

[:wsame:]

Поделиться статьей
Рейтинг@Mail.ru Яндекс.Метрика