Евгений Ясин: Курс доллара может перепрыгнуть и 200 рублей
Известный экономист, экс-министр Евгений Ясин — на страницах Sobesednik.ru о ситуации с национальной валютой и нефтью
Известный экономист, экс-министр Евгений Ясин — на страницах Sobesednik.ru о ситуации с национальной валютой и нефтью.
Сейчас многие близки к панике. Эти настроения главным образом нагнетает резко падающий курс рубля и растущие цены. Но я убежден: раздувать слишком сильно масштабы кризиса не следует, хотя все это и очень серьезно. Не стал бы я также и делать вид, что дно у нас под ногами...
Однако такого ужаса, какой был в 90-е, когда прилавки были пустыми, а цены за год выросли на 2600%, не будет. Не произойдет и дефолта, как в 1998-м.
Хотя сегодня многие россияне убеждены: скоро будут пустые полки, как в 90-х, так как своего ничего не производим. На самом деле именно наполненные полки магазинов и доказывают: краха не случится. Смотрите, импорта на них — крохи, но прилавки-то не пустуют. И 70% продуктов — отечественные. Значит, голода не будет.
А вот если примут предложения некоторых депутатов «устаканить» курс на 40 рублях за $1, тогда и впрямь завтра в магазинах может появиться дефицит жизненно важных продуктов. Между тем у 60% россиян сбережений нет вовсе (они живут от зарплаты к зарплате). То есть никакой «подушки безопасности».
[:rsame:]
Теперь о рубле. «Порога» нет: курс может «перепрыгнуть» и 200 рублей за $1 (есть и такие прогнозы). Для экономики важно, чтобы он оставался плавающим. К слову, кризис 1998-го года случился потому, что слишком долго держали рубль в узком коридоре (6,2 руб. за $1). Именно благодаря плавающему курсу рубль имеет шансы «потяжелеть». В минувший четверг он достиг минимума, перевалив за 82 руб. за $1. А в пятницу доллар упал до 79 рублей. Тогда же выросла в цене и нефть.
Кстати, все эти витки — падение и рост — уже случались в нашей истории. За 1972-й цена на нефть поднялась с $2–3 за баррель до $12. В 1985-м нефть стоила около $50, в 1986-м упала до $20. Цена 1998-го — $8. Сейчас рынок переварил новость про появление иранской нефти, и, думаю, начнет слегка выравниваться.
Что касается роста цен и снижения уровня жизни. В «тучные годы» россияне стали жить лучше. Но уровень жизни рос быстрее, чем производительность (в среднем на 8–10%). А сейчас он выравнивается к тому, что мы реально можем себе позволить. Похожее явление наблюдалось и в 1970-е годы.
И еще: не верьте тем, кто говорит, что в мире кризис закончился. Мы живем в период затяжного глобального мирового кризиса, которым определяется переход от индустриальной к инновационной экономике. Он впервые обозначился в 1972 году и до сих пор еще не закончился. В последние годы кризис проявляется циклически — сначала в США, потом его ощутили другие страны, сейчас Китай...
Что касается России, то тут много факторов. Во-первых, не стоит забывать, что в историческом масштабе мы слишком недавно начали строить рыночную экономику. И достаточно хороших условий для бизнеса не было создано даже в начале реформ. Кроме того, в 2003 году в России был совершен рывок от олигархии к бюрократии. Соответственно изменился политический режим. И до тех пор, пока цена на нефть шла вверх, мы благоденствовали, а все недостатки такого рывка не проявлялись столь отчетливо. Сейчас, когда цены на нефть «поехали» назад, пагубное влияние бюрократии стало слишком явно заметно.
[:image:]
Самое важное сегодня для России — создать хороший инвестиционный климат, благоприятные условия для бизнеса. Поскольку нет высоких цен на нефть (которые прикрывали этот недостаток), эти требования стали основополагающими. И хотя я твержу о такой необходимости не первый год, изменений в лучшую сторону практически не видно.
Для того, чтобы эти условия для развития были выполнены, нам нужно установить верховенство закона. Чтобы он был един для всех, чтобы не было тех, кто «важнее», тех, кому закон не писан. Единые, понятные и прозрачные правила для бизнеса. Добиться таких вещей без политической конкуренции невозможно. Это — необходимое условие для того, чтобы стало возможным верховенство закона.
А все вместе это означает серьезные и болезненные реформы — политические, институциональные, структурные. Решиться на них власти трудно. Но в условиях дешевой нефти такое решение неизбежно придется принимать. Рано или поздно.
Тем временем, по прогнозам экспертов, в 2016 году в России так же ожидается спад (–1%). Положительная новость — он будет меньше, чем в 2015-м (–3,8%). Новость отрицательная: для нормальной жизни нам нужно добиться роста — хотя бы в 3%.
Но увы, власть по-прежнему ведет себя достаточно беззаботно. Не об импортозамещении сейчас нужно думать, а об инновациях. Потому что сегодня, если у вас нет сильной инновационной экономики, вы будете плестись в хвосте остальных развитых стран мира. А пока у России еще есть шанс.
В любом случае результаты скажутся не сразу — нам предстоят еще лет 5–6 переломного периода.
[:wsame:]