Цены снова вырастут: что и на сколько подорожает дальше

Из-за курса рубля россиян ожидает новое увеличение цен. Ведущий эксперт института «Центр развития» НИУ ВШЭ Николай Кондрашов рассказал, когда подорожают продукты и почему овощи поднимутся в цене позже всех

Фото: Эксперты прогнозируют увеличение цен на продукты // Николай Титов / Russian Look

Из-за курса рубля россиян ожидает новое увеличение цен. Sobesednik.ru узнал, какие товары подорожают в первую очередь.

Ведущий эксперт института «Центр развития» НИУ ВШЭ Николай Кондрашов рассказал, когда подорожают продукты, почему овощи подорожают позже всех, а также объяснил, почему нельзя точно сказать, на сколько будут дорожать товары.

— Эксперты, которые говорят, что будут дорожать товары, в которых есть импортная составляющая, во многом правы, что не уточняют, что именно подорожает. Ведь фактически если что-то дорожает, то дорожает всё. У нас очень большая доля товаров в секторе продовольствия импортная.

В продовольствии тоже большие проблемы будут. Но эффект может быть отложен на некоторое время, до поздней осени, потому что там доля импорта варьируется в течение года. Сейчас у нас частично фрукты свои, все наши овощи, и там эффект будет позже.

[:wsame:]

На самом деле если смотреть, как реагировали цены полгода назад, видно, что растёт в цене всё и вся. Кроме того, вмешивалась и отраслевая динамика.

— Что за динамика?

— Я имею в виду, допустим, можно увидеть, что молочные продукты подорожали не очень сильно на фоне всего остального. Но это связано было не с тем, что у нас зависимость по молоку низкая. А с тем, что на мировых рынках до этого, кажется, в 2014 году были рекордно высокие цены на молочном рынке, и они потом пришли в норму. То есть когда у нас была девальвация, на мировом рынке дешевело молоко в два раза. Из-за этого суммарный эффект оказался очень маленьким. Кроме того, наложился эффект санкций.

В целом это сумма трёх эффектов. И так или иначе подорожание было, но не большое. Молочная продукция вообще должна была подешеветь. Я просто имею в виду, что в ценообразование вмешиваются и такие моменты.

— Что в принципе подорожает?

— Такая продукция, как хлеб, подорожает, но подорожает в меньшей степени. В основном всё [подорожание] будет идти по рыбе, у которой ещё проблемы с инфраструктурой у нас. Молочная продукция. Через некоторое время начнёт дорожать сахар, который сильно зависит от импорта. Овощи начнут дорожать ближе к зиме, в позднюю осень. Алкоголь. Продовольственные товары подорожают все.

[:wsame:]

Затем электроника и техника. Она подорожает очень быстро. Автомобили тоже, хотя сейчас там спад, поэтому сложно что-либо говорить. Медицинские товары. Трикотаж, одежда, обувь, моющие и чистящие средства будут дорожать медленнее. Может быть, всё это на полгода растянется. Там уровень цен медленно адаптируется к девальвации. Естественно, услуги тоже будут дорожать. Отмечу, что и необходимость повышать заработные платы сотрудникам тоже возрастёт.

— На сколько подорожают товары?

— Есть прогноз на 2015 год — 11% по инфляции в целом. Сейчас, скорее, это будет 13%. Суть тут в чём. Девальвация произошла очень сильная, но произошла она после ревальвации, которая не привела к соответствующему снижению цен. Инфляция в последнем месяце обнулилась, если говорить про инфляцию по ЖКХ (всплеск инфляции в июле был связан именно с ЖКХ). Та инфляция обнулилась, но в овощной продукции это привело к разумному снижению цен, а в других продуктах это не произошло.

В инфляции в принципе проявляется такой механизм, который называется «эффект храповика». Это когда издержки растут, а цены разумно поднимаются, но когда издержки снижаются, цены или остаются на том же значении, или снижаются, но никогда не меняются точно так же, как меняются по первости.

[:wsame:]

Когда у нас произошла девальвация в начале года, цены адаптировались к этому курсу. Но потом произошла ревальвация, цены перестали расти, но они не снизились на 5% или хотя бы на 3%. Это было только с овощной продукцией, но в целом этого не было, в других товарах цены просто перестали расти.

Это означает, что в торговом секторе образовалась маржа, которую торговый сектор использует для того, чтобы абсорбировать эти колебания издержек. То есть издержки на импорт (а в данном случае это курс), они варьируются. Можно сказать, что произошло колебание и торговый сектор его поглощает. Это означает, что сейчас эластичность всплеска цен будет существенно ниже, чем та, которая была в конце прошлого года. В конце прошлого года у них маржа была стабильнее, а сейчас у них есть жёсткость контрактов, были ожидания. По факту они частично оплатили себе издержки прошлого года.

Торговля могла и больше увеличить цены, но у розничной торговли долгосрочная стратегия. Им невыгодно быстро поднимать цены, потому что они могут потерять своих клиентов. В продовольствии и рознице нерезко меняются цены в отличии от производства. Розница плавно повышает цены, а при снижении издержек она может ещё какое-то время не опускать цены, даже поднимать. Они могут полгода спокойно все эффекты гасить.

[:image:]

Резюмируя: во втором квартале сократились издержки, а потом опять увеличились, и розница пока не успела к этому адаптироваться. И говоря о том, на сколько всё подорожает, следует помнить, что большую роль играет сезонность, — заключил эксперт.

Другие новости об изменениях курса национальной валюты читайте на странице Курс рубля.

Поделиться статьей
Рейтинг@Mail.ru Яндекс.Метрика