Не бульбой единой

В этот неурожайный год все взоры любителей картофеля – в сторону Белоруссии, где с бульбой все в порядке. Пессимисты из-за дефицита обещают к весне рост цен на картошку до 100 руб. за кг, но белорусы обещают помочь с ее поставками. Впрочем…

В этот неурожайный год все взоры любителей картофеля – в сторону Белоруссии, где с бульбой все в порядке. Пессимисты из-за дефицита обещают к весне рост цен на картошку до 100 руб. за кг, но белорусы обещают помочь с ее поставками. Впрочем…

В последнее время российско-белорусские отношения не так чтобы очень. А на все внешние проблемы у нашей дипломатии всегда готов ответ: запрет.

Эксперты не исключают, что, если долгоиграющий роман Москвы с Минском обернется еще одной сценой ревности к кому-то там в Лондоне, Россия мо­жет перекрыть свой рынок для товаров из союзного государства.
Но что, кроме картошки, может исчезнуть с наших прилавков и чем в итоге лично для нас обернется вся эта шумиха вокруг «крестного Батьки»?

«Атлант» на «Горизонте»

Это только кажется, что от соседа мы почти не зависим. Не так давно в России появились специализированные магазины белорусских товаров. Изучим ассортимент одного из них: майка мужская-женская (150–250 руб.), мужские носки (50–70 руб.), махровое полотенце (130 руб.), шампунь (120 руб.), бюстгальтер (470 руб.), мужская рубашка (540 руб.), большая пластмассовая машинка (130 руб.) и т.п.
Дизайн трикотажа не так чтобы от-кутюр, но качество добротное, а цены… Белорусский аналог «Лего», к примеру, стоит в несколько раз дешевле оригинала.

Электромясорубки, миксеры, блендеры, печи СВЧ, распродажа сантехники… Белоруссия торгует всем, чем можно оснастить кухню. Кстати, тоже белорусскую, производимую на итальянском и немецком оборудовании. Производство мебели в стране поставлено на поток.

Ну, что еще: обои, сантехника и вообще все для дома. А белорусские тракторы? А БЕЛАЗ? Поставляет Минск на наш рынок телевизоры «Горизонт» (есть даже с ЖК-монитором). Говорят, с его экрана прошлое оживает. Отсюда и спрос.

Пользуются популярностью и холодильники «Атлант». По цене они выше не только российских, но и некоторых итальянских моделей, однако глубинка предпочитает брать именно их.

– «Атланты» спроек­тированы под отечественные ус­­ловия эксплуатации и менее чувствительны к броскам напряжения в электросети, – пояснил нам секрет успеха один из продавцов.

Ну и конечно, Белоруссия продает России самое дорогое, что у нее есть: молоко.

Молоко не обсохнет

– «Наша нефть» – так ласково называют в Минске молоко и считают его своим главным сырьевым ресурсом.
И в самом деле, телевизоры «Горизонт» занимают от силы 3% российского рынка, «Атлант» – вдвое больше. Носки с трусами в магазинах тоже найдется чем заменить, а вот запрет импорта молока – это уже по-взрослому.

Год назад Онищенко объявлял Минску «молочную войну», разглядев в надоях белорусских буренок несоответствие российским санитарным нормам. Пострадал в первую очередь потребитель. В отсутствие конкурента цены на молоко, творог, сметану в тот период выросли, да так с тех пор (несмотря на достигнутое между Медведевым и Лукашенко перемирие) и не думают падать.

Белорусские молочные товары занимают от 10 до 20% нашего рынка. Их себестоимость почти вдвое ниже, чем наших, соответственно ниже и цена. При этом сухой молочный порошок используется при приготовлении продуктов уже российского производства. Его исчезновение повлечет виток инфляции в отрасли. Дефицита не будет (кроме Смоленска и прочих приграничных регионов), но в случае эмбарго цены на все моло­ко, масло, сыры у нас снова увеличатся.

Пока этого нет – напротив:

– Мы можем… увеличить объемы экспорта молочной продукции в Россию, – порадовала первый зам. министра сельского хозяйства и продовольствия Белоруссии Надежда Котковец. – Мы готовы добавить объемы поставок как минимум на 20%.

Вопрос в том, готова ли к этому Россия.

 

цифры

За первое полугодие этого года Белоруссия экспортировала в Россию товаров почти на 49% больше, чем за тот же период год назад, наторговав на 4,4 млрд $. Рост продаж белорусских телевизоров превысил уровень первой половины 2009 года в 3,7 раза, грузовых автомобилей – в 3,1 раза, мебели – на 17%. Увеличился и экспорт продовольствия: молока – на 28,3%, мяса – на 20,1%, рыбы – на 17,6%.

Поделиться статьей
Рейтинг@Mail.ru Яндекс.Метрика