"Закрыть торгующую суррогатным бензином АЗС практически невозможно"
Sobesednik.ru узнал у общественника, какие уловки применяют владельцы АЗС и куда жаловаться на некачественный бензин
Sobesednik.ru узнал у общественника, какие уловки применяют владельцы АЗС и куда жаловаться на некачественный бензин.
Росстандарт нашел новое решение для борьбы с суррогатным топливом: с апреля бензин и дизельное топливо на АЗС начнут проверять с помощью экспресс-теста, что позволит отправлять на длительный и дорогостоящий лабораторный анализ только лишь подозрительные образцы. Планы у надзорного органа, прямо скажем, амбициозные: в дальнейшем Росстандарт на основе результатов только этих экспресс-тестов рассчитывает получить право вовсе закрывать АЗС.
О нововведении Sobesednik.ru поговорил с лидером общественной организации «Гражданский контроль качества топлива» Дмитрием Курзанцевым.
— На Ваш взгляд, насколько такая инициатива эффективна и будет ли от нее польза?
— Любые нововведения по борьбе с некачественным топливом — это уже прогресс, поскольку в сфере качества нефтепродуктов у нас есть некий пробел. То, что вводит сейчас Росстандарт — это лишь одно из направлений в создании системы контроля в области качества топлива.
Росстандарт предлагает проводить экспресс-тесты с помощью спектроскана. Чем хорошо нововведение? Во-первых, качество топлива можно будет определять прямо на месте, что заметно ускоряет и удешевляет процесс (ведь не надо все образцы топлива с каждой АЗС отправлять на дорогой анализ в лабораторию). Правда, при обнаружении топливо все равно будет передаваться в лабораторию для более детального изучения, но только некачественное. То есть инспекторы будут приезжать на заправку, проводить на месте тест, и если топливо не соответствует стандартам качества, то его для подтверждения будут отправлять в лабораторию.
— Как сейчас обстоят дела с суррогатным топливом?
— Мы две недели назад проводили рейды в Москве, Московской области, в Иваново, Ярославле и Костроме. Хочу отметить, что ситуация с качеством топлива заметно улучшилась: с рынка уходят нефтяники, торгующие суррогатом. Вы не поверите, но даже сами нефтяники стали бороться с недобросовестными нефтяниками. Поскольку нефтяники, которые работают в рамках закона и продают качественное топливо, попросту теряют прибыль, ведь те, кто торгует дешевой «бодягой», становятся более востребованными. Мы в регионах даже мониторинг проводили среди водителей: большинство отвечают — «там, где дешевле».
— Конечно, ведь цены на бензин уже практически грабительские!
— Понимаете, экономия в 50 копеек или в рубль за литр бензина может стоить двигателю автомобиля жизни. А перебирать, а то и вовсе менять двигатель — это уже совсем другие суммы.
— А что делать водителю, который «попал на суррогат»?
— Я призываю, чтобы люди не ленились и сообщали о тех заправках, где они столкнулись с некачественным топливом. Потому что многие АЗС подпадают под средний и малый бизнес, который государственные контролирующие организации проверяют лишь раз в три года. Кроме того, есть заранее расписанный план, кого и когда будут проверять, поэтому владелец АЗС может посмотреть, когда к нему приедут с проверкой, навести порядок на заправке и сидеть ждать. И экспресс-тест, который вводит Росстандарт, в этом смысле ситуацию не изменит — количество плановых проверок не увеличится.
А если каждый водитель, который купил некачественное топливо, будет писать жалобы в Росстандарт, проверки на каждой конкретной АЗС будут проводиться значительно чаще плановых. Подать жалобу несложно: напишите заявление в свободной форме (ФИО, адрес АЗС, суть проблемы), прикрепите фотографию чека, и в течение 30 дней вам должны ответить.
Как работает наша организация: нам пишут жалобы, мы выезжаем, выявляем нарушения, собираем всю фактуру и передаем ее в надзорные органы. На сегодняшний день мы вернули в бюджет более 700 тысяч рублей посредством административных штрафов. Но есть проблема: закрыть недобросовестную АЗС практически невозможно, а те заправки, на которые были наложены штрафы и предписания, достаточно легко уходят от ответственности: путем перерегистрации фирм.
Кстати, хочу предупредить автомобилистов: обязательно смотрите на чек, который вам выдают при покупке топлива. Дело в том, что сейчас участились случаи, когда водителям дают бумажку с надписью не «кассовый чек», а «залоговая квитанция» или «залоговая ведомость» — в общем все, кроме чека. Это делается для того, чтобы уйти от налоговой. Такую бумажку предъявить ни в какие надзорные органы в доказательство того, что вы купили суррогатное топливо, нельзя. Поэтому обращайте внимание, что вам дали в руки: если это будет не чек, то вы уже ничего не докажете.
[:wsame:][:wsame:]